107 подписчиков
Сегодня абазины почти самый многочисленный среди малых народов России. Их чуть больше 43 тысяч, и они уступают по величине только ненцам. Все они проживают в Карачаево-Черкесии и Адыгее. Для горных народов традиции всегда были жизненно важны, и сегодня жители небольших абазинских аулов чтут и соблюдают многие ритуалы и обычаи, доставшиеся им от предков. Современные свадьбы абазинов очень похожи на те, что игрались сотни лет назад. Правда, сегодня оповещают односельчан о свадьбе не глашатаи на конях, а мобильные телефоны. А современная сноха вполне может называть мужа по имени при его старших родственниках (чего раньше было сделать нельзя).
Но, несмотря на то, что обряды стали менее строгими, свадебная обрядность абазин сохранила сложившиеся веками элементы. Например, ни у кого в наши дни не вызовет удивления картина, когда по оживленной трассе перед свадебным кортежем скачут на лошадях всадники в национальной одежде. Или что невеста выходит замуж в расшитом по старому обычаю платье, а не в современном наряде.
У абазин было два варианта заключения брака: по сговору или по умыканию. Последнее практиковалось нечасто. Родители могли сговориться о том, что их дети поженятся, еще когда те лежат в колыбели. Это явление так и называлось, «колыбельный сговор». Но в основном оно встречалось у зажиточных семей. В простых деревнях парень и девушка обычно знакомились через братьев и сестер и предварительно сами договаривались быть вместе. Затем нужно было выполнить «официальный» обряд.
Жених в назначенный час вместе со своими родственниками подъезжали к дому невесты. Там их встречали, немного угощали, и, когда семья жениха выражала свое желание уехать обратно с девушкой, ее родственники требовали выкуп. После того, как они его получали, девушка ехала к родственникам будущего мужа. Селили ее в промежуточном доме (адгалырта). Там она проводила около месяца перед свадьбой. Все это время его родители готовились к торжеству. Именно они брали на себя все расходы, ведь роль родителей невесты была минимальной, и они даже не должны были присутствовать. Когда определялся день торжества, на крыше дома вывешивали флаг, и по всей деревне рассылали вестников, чтобы пригласить гостей.
В день свадьбы из дома жениха отправлялась большая компания. Ехали за невестой. Молодежь сидела на лошадях, девушки пели песни, парни стреляли из ружей. Невеста выходила, наряженная подружками в свадебное платье. На ней были туфли на каблуках, ведь она должна быть выше всех девушек. Когда ее привозили в ее новый дом, она, переходя через порог, обязана была забыть все, что у нее было до этого – ведь у нее начинается новая жизнь.
На пороге ее осыпали просом (символом плодовитости), сладостями и монетами. Под ноги бросали шкуры. Смысл этого был в том, что невесте желали, чтобы ее жизнь была богатой, изобильной, сладкой и мягкой. А чтобы также был мягок ее характер и речи, ей смазывали губы смесью меда и топленого масла (цхахвша). Одна из родственниц жениха – желательно, та, у котор
2 минуты
15 ноября 2022