Найти тему

Новосибирские вечера. Вечер 12. Последние трубочисты Новосибирска.


В это трудно поверить, но в Новосибирске были штатные трубочисты. И в эти дни у них работы было как у охотников за приведениями из одного американского фильма. В составе управления жилищно-коммунального хозяйства при администрации было подразделение "Гортоп" - Городской отдел топлива. Основным направлением деятельности гортопа было снабжение населения которое проживало в дома с печным отоплением, а также снабжение углем всех кочегарок и котельных. Топливо гортоп хранил на угольных и дровяных складах.

Примерно до середины 80-х гортоп был очень важной организацией для населения, что нашло отображение в местной топонимике. Например, в Пашино до сих пор сохранилась остановка городского транспорта "Угольный склад" (он находился в ведении новосибирского гортопа), а в Томске северную часть территории станции Томск-2 и примыкающий к нему одноимённый рабочий посёлок местные жители так и называют до сих пор - "Гортоп".

В аварийной службе ЖКХ в Центральном районе находилась небольшая комнатка для сотрудников гортопа. Там ожидали вызова... трубочисты. Всего на весь город их было от 3-5 человек на весь город. Но работы хватало. Особенно в осенний период. Дело в том, что до 1975-1980 годов в большинстве домов Новосибирска на кухнях стояли... дровяные печи для приготовления пищи.

Если посмотрите на крыши домов 40-х и 50-х годов, то дымоходные трубы сохранились до сих пор. Граждане получали на своем предприятии (ранее в своем ЖКУ) талон на приобретение дров, которые после получения на дровяном складе хранили в подвале хрущевке, в своей персональной кладовке.

На кухнях стояла модификация дровянной печи Сущевского, которые начали производить еще до революции “Товарищества Сущёвского завода несгораемых шкафов и кухонных плит в Москве”. Советский вариант сильно был сильно упрощён, поэтому КПД этой печи было очень низким.

Печь быстро остывала, очень часто забивался дымоход, задвижка и зольник. Когда наступала осень, то многие граждане использовали эту печь для обогрева (пока не включили отопление). А теперь почему отказались от этих печей - высокая пожароопасность, в маленьких кухнях хрущёвок она занимала четверть кухни. Из-за того что в многоквартирных домах использовались такие печи, осенью и зимой в Новосибирске была просто ужасная экологическая обстановка. В безветренный день стоял просто невероятный смог. С 1967-1968 годах в новостройках перестали устанавливать дровяные печи , а замена на новые электрические печи в Новосибирске массово начался с 1974 года. Интересный факт - в большинстве домов на Богдашке вместо дровяных печей были установлены электрические плиты югославской фирмы "Gorenie" (в домах в ведомстве соцкультбыта завода НЗХК).

Так что работы новосибирским трубочистам хватало, то забивался дымоход, то не работала задвижка, то тяги не было. Расформирован отдел с новосибирскими трубочистами был в 1979-1980 году. Но профессия не ушла из Новосибирска, наоборот сейчас она обрела второе дыхание. В пригороде Новосибирска появилось много частных домов, коттеджей, где есть камины, печи и иногда нужна профессиональная помощь человека с ержиком и грузиком на длинному тросу. Хотя сегодня в их арсенале появились новые инструменты где применяются современные технологии - тепловизоры и газоанализаторы. Но об этом в следующий раз.

Трубочист в таких городах как Санкт-Петербург, Рига, Прага, Будапешт - почти визитная туристическая карточка. Но как вы поняли, и у Новосибирска была страница истории связанная с трубочистами. Были и есть в нашем городе люди, которые работают на крышах домов, между землей и небом и они совсем не бояться сажи и копоти. И когда из трубы начинает в морозное небо идти дым, на их лице всегда рождается улыбка. Которая кажется ослепительной, потому что сияет на лице перепачканном сажей.

Продолжение следует! 
3 минуты
286 читали