494 подписчика
Тарелки декоративные с росписью по мотивам И. Я. Билибина из собрания ЧГМИИ
На первой декоративной тарелке мы видим самое начало сказки.
«Жил-был старик, у него было три дочери: большая и средняя — щеголихи, а меньшая только о хозяйстве радела. Сбирается отец в город и спрашивает у своих дочерей: которой что купить? Большая просит: «Купи мне на платье!» И середняя то ж говорит. «А тебе что, дочь моя любимая?» — спрашивает у меньшой. «Купи мне, батюшка, перышко Финиста ясна сокола». (А.Н. Афанасьев, т.2 «Перышко Финиста Ясна-Сокола»)
А на другой тарелочке - отважная Марьюшка уже в царстве Бабы Яги, чтобы спросить совета, как искать своего любимого Финиста. Баба Яга снабдит Марьюшку волшебными предметами, которые будут помогать ей освободить жениха.
«Простилась красна девица со старухою и пошла в путь-дорогу; шла-шла, третья пара башмаков истоптана, третий посох изломан, и последняя просвира изглодана — прикатился клубочек к избушке. Стучится и говорит странница: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». Опять вышла старушка: «Поди, голубушка! Милости просим! Откудова идешь и куда путь держишь?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола».
Изображение на третьей тарелке переносит нас к тому моменту, когда перед девушкой открывается вид на большой город. Именно там ей предстоит встретиться с Финистом и расколдовать его.
«Сказано — сделано. Пришла красная девица на просвирнин двор и нанялась в работницы; дело у ней так и кипит под руками: и печку топит, и воду носит, и обед готовит».
Завод братьев Корниловых находился в Санкт-Петербурге, он был основан в 1835 году. По поводу изделий, выставленных на Петербургской выставке 1849 г., в обозрении выставки говорится, что "фарфор гг. Корниловых нисколько не уступает фарфору Гарднера. Он блестит и яркостью позолоты, и приятностью форм и выбором, и выполнением рисунков». Для украшения фарфора новым способом (хромолитография) были приобретены композиции весьма модных в то время художников, среди которых был и молодой Иван Яковлевич Билибин.
Книжный иллюстратор, театральный оформитель Билибин создал неповторимый авторский стиль. Работы художника отличало обилие орнаментов и узоров, сказочность образов при точном следовании историческому облику русского костюма и предметов быта. У художника имелся богатый материал экспедиции, фотографии вышивки скатертей, полотенец, крестьянских построек, утвари, одежды, зарисовки русских деревень. Но из подлинных орнаментов, деталей Билибин создавал полуреальный-полуфантастический образ. Первую иллюстрацию Билибин нарисовал еще в 1899 году к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». На протяжении сорока лет художник обращался к русским народным сказкам и былинам. Его рисунки жили и на страницах детских книг, и на театральных площадках.
2 минуты
4 января 2023