276,5 тыс подписчиков
"В конце 1914 г., когда на фронтах ситуация для нашей армии стала становиться все хуже, Великий князь Николай Николаевич засыпал военного министра резкими по содержанию телеграммами, в которых упрекал в нехватке снарядов. Он указывал, что солдаты встречают врага голыми руками, снарядов нет. Из-за нехватки простых боеприпасов русская армия несет колоссальные потери. Требовал незамедлительно направить на фронт достаточное количество снарядов, винтовок и боеприпасов" – вспоминал генерал Александр Лукомский.
"Снарядный голод" во время Первой мировой – проблема известная. Почему же так халатно отнеслись к вопросам снабжения?
Дело в том, что артиллеристы и инженеры опирались на опыт конфликта с Японией 1904-1905 гг. По статистике той войны, на каждое наше орудие приходилось в лучшем случае 500 выстрелов. Поэтому война с Германией и Австро-Венгрией планировалась исходя из этих расчетов.
Тот же генерал Лукомский, возглавлявший до войны мобилизационный отдел, буквально "тыкал носами" тех самых экспертов в оперативные данные по германским и австро-венгерским войскам. Там на каждое немецкое орудие приходилось от 3 тыс. снарядов, а на австрийское – от 2 тыс.
"Путем долгих переговоров и жестких прений нам удалось повысить лимит с 1000 до 1500 выстрелов на орудие. Однако войну мы начали с 850 выстрелами на орудие".
Каков итог? На отдельных участках фронта из-за артобстрелов русские войска теряли 50-70% личного состава. При штурме наших позиций немцы порой не встречали сопротивления. Биться было просто некому.
Вот цена плохого управления.
1 минута
23 ноября 2022
9649 читали