4 подписчика
Mikhail Nevolin
В последний день октября 1517-го года Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской церкви свои 95 тезисов. Именно это событие принято считать началом Реформации. В результате Реформации появились протестантские церкви и произошли изменения в церкви католической. Помимо чисто религиозных преобразований, она оказала в целом существенное влияние на историю развития многих европейских стран.
Mikhail Nevolin
"Средневековая гармония треснула и надломилась. Мир наступал на церковь, теперь церковь в лице Лютера перешла в контрнаступление. Карл Маркс очень метко охарактеризовал суть лютерового подхода: «Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека».
Поскольку ссылка на Маркса сегодня выглядит немодной и даже одиозной, процитируем также его оппонента Макса Вебера. В своей классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер писал: «…Реформация означала не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства иной; причем замену господства необременительного, практически в те времена малоощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей степени тягостной и жесткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни».
Оценки того, что произошло у Вебера и Маркса, конечно, различаются. Но они поразительно единодушны в признании факта - реформация не имела ничего общего ни с гуманизацией, ни с либерализацией религиозной сферы. Требования и притязания к мирянам со стороны церкви (теперь уже лютеранской) только увеличились. Собственно, не было уже мирян, так как доктрина всеобщего священства формально исключала деление на клир и мир". (Андрей Суховский "Один день, два праздника, два начала")
1 минута
23 ноября 2022