Найти тему

Мое выступление на диалоге Науки и религии 23 ноября в Томске:


мы все помрем и в отличии от животных знаем это

Бродский часто повторял слова Акутагавы: «У меня нет принципов, у меня есть только нервы»

он писал:

Меня упрекали во всём, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой.

И если за скорость света не ждёшь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки её превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня

В поэзии Бродского звезда — дыра в пространстве. Так Платон представлял себе небесную сферу: сквозь отверстия в небосводе на нас падает неземной свет. Римляне считали, что Юлий Цезарь после смерти стал звездой.

Бродский всю жизнь вёл диалог между временем и вечностью. Когда человек умирает, он приобщается к вечности

Могила Бродского в Венеции стала намоленным местом. Нет цветов на соседнем надгробии Эзры Паунда, Стравинскому и Дягилеву всегда приносят красные розы. Бродскому приносят сигареты. Все знали, что это его главный порок, он же сам написал: «Сигарета — мой Дантес». Ещё у плиты лежат шариковые ручки, чтобы ему было чем там писать, и конфеты «Коровка», которые он любил.

Сотериология это учение в богословии о спасении

единственно от чего нужно сасение - от гнева божьего

как спасение от гнева Божьего осуществляется в православии и в западных церквах?

оказывается по разному

базовые посылы на эти взгляды современного человека обусловлены идеями, родившимися в те времена, когда ничего кроме вопросов спасения и загробной жизни у людей больше не было. Эти вещи тянутся из средневековья.

В Христианстве Спасение в принципе возможно. Но всегда был вопрос как именно это спасение достигается.
И здесь у различных Христианских традиции были различные подходы.

На Западе в силу института частной исповеди происходило разделение двух форм справедливости частного и публичного. И в итоге католицизм пришел к мысли что спасение зависит от регулярной исповеди и дело это индивидуальное, которое зависит от личных заслуг и действий. Протестантизм подхватил эту идею, но уже в другой трактовке.

Корни западного индивидуализма кроются в этих практиках постоянного методичного личного самоанализа перед прохождением исповеди

в Православии в силу различных исторических причин традиция пошла другим путем. Суть в том, что в Православии Спасение – это коллективное событие.

Все спасутся или коллективно или группой, но спасутся. Некое мистическое чудо!

Так Православные христиане из числа крестьян вплоть до конца 19-го века считали, что исповедь это для Бояр!

В итоге получилась такая модель что в Православной традиции (особенно в России) Спасение относилось ко Всему Православному сообществу как элемент чуда, мистическое событие.

Плюс в русской культуре идея мистического коллективного спасения (как и коллективной вины) была сильно развита русской литературой в частности Достоевским который прямо заявлял что все перед всеми виноваты, все грехи в обществе становятся общими, всякий из нас перед всеми виноват.

И даже в Советское время вся эта традиция активно закреплялась через Образование.

эта идея осталась живой до наших дней в России вот в каком виде –

в России существует очень глубокое укорененное представление что важна групповая идентичность и эта групповая идентичность обладает этическими категориями (априори).

Выражено это следующими фразами: «Мы русские – какой восторг!», «Мы русский – с нами Бог!», «В чем сила? Сила в Правде!

Кто Прав – тот и сильнее. (как противостояние силы российской Правды (общей) в противовес силе Денег и Индивидуализма Запада

В итоге подходы к спасению до того разделились, что восток по богословской сути это коллективный шахид мстящий западному безбожию и его разврату

при этом на западе численно в двадцать раз больше христиан

лично я идею армегедона в таком виде не поддерживаю, а вы?
3 минуты