98 подписчиков
Сахалинская область
Что отличает Карафуто от Пруссии или Старофинляндии — помимо мёртвого наследия, от него остались и живые люди. Ведь вторым по величине народом Карафуто были корейцы. В отличие от корё-сарам, депортированных в 1930-х годах с Дальнего Востока (включая Северный Сахалин) в Среднюю Азию, они происходили не из приграничных с Россией районов, а в основном из Южной Кореи, и потому фактически это другой народ. Считается, что их, в отличие от японцев, было некому отсюда забрать (эту версию озвучивает даже несчастная кореянка из того самого аниме "Остров Джованни"), но в реальности всё было сложнее.
Корейцы считались более лояльными, чем японцы, и СССР решил повременить с их отъездом до насыщения острова русскими поселенцами — на обезлюдевшем Сахалине рук не хватало не то что для работы хозяйства, но и даже для поддержания его консервации.
Однако позже в Корее началась гражданская война, и отпустить своих граждан на оккупированный империалистами Юг советская власть не могла. Зато в 1940-х годах сахалинская община пополнилась ещё и некоторым количеством северокорейцев, которых вербовали там для временных работ, но иным удавалось остаться в Советском Союзе.
Вместо японской автономии в 1950-х годах тут де-факто существовала корейская — с прессой, школами и театром. Всё это ликвидировал в 1963 году тот самый Павел Леонов, чьё правление областью в памяти сахалинцев осталось "золотым веком". Сделал он это не просто так: сахалинские корейцы хранили верность традициям и ненавидели советскую власть, не давшую им вернуться домой, корё-сарам же обрусели, а советскую власть уважали, в том числе за депортацию подаренные им рисовники на Сырдарье. Друг друга две общины ненавидели, как офицеры армии Южной и Северной Корей, и формально полуавтономию на Сахалине свернули по просьбе самих корейцев — разумеется, "материковых".
Сами сахалинские корейцы, однако, никуда не делись, и по сей день без них нельзя представить этот остров.
Южная Корея, что удивительно, репатриацией и сейчас занимается не слишком охотно: по официальной программе туда уехали лишь 3,5 тысячи человек, в основном стариков, вывезенных японцами до 1945 года. Они теперь живут в городе Ансан, а билеты до Сахалина раз в год им оплачивает Япония.
На Сахалине осталось около 25 тысяч корейцев, 5,5% населения острова и 10% населения Южно-Сахалинска, и более четверти из них помнят корейский язык. А вот в Томари народ не свадьбу празднует и не 1-е сентября, а День освобождения Кореи от Японской оккупации.
Главным вкладом корейцев в сахалинскую культуру стала кухня — брошенные в чуждые условия, здесь они стали заготовлять травы, которые русским и японцам никогда не казались едой, или чуждые растения вроде капусты и морковки обрабатывать на свой манер. Так появилась корейская морковь, не известная в самой Корее, салаты из лопуха или папоротника, да и кимчи здесь, говорят, другая. Традиционные пирожки на пару у среднеазиатских корейцев зовутся пегоди, а у местных — пян-се. В бург
2 минуты
22 ноября 2022