Найти тему
85 подписчиков

“Третья мировая” по средам - 1


#третьямироваяпосредам #россияvsукраина

Мирный процесс так сложен, что проще продолжать войну?!

Уже несколько дней в информационном пространстве, включая влиятельные мировые СМИ, обсуждается тема возможных мирных переговоров между Киевом и Москвой. Мы не будем обсуждать различные конспирологические “договорняки”, укажем лишь, что на сегодня имеются три причины предполагать серьезность данного витка разговоров мире.

Во-первых, Politico – издание, приближенное к вашингтонскому истеблишменту со ссылкой на “источники, знакомые с ситуацией” утверждает, что после визита в Киев советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана, президент Украины “смягчил позицию”.

Разумеется, это лишь имитация смягчения – в перечислении списка невыполнимых требований Киева к Москве отсутствовал отказ от переговоров с Владимиром Путиным, но этот запрет на Украине действует на законодательном уровне!

Но даже такая имитация говорит о том, что Салливан приезжал в Киев с целым рядом “настоятельных пожеланий”, среди которых “смягчение риторики” не могло быть единственным. Кстати, запланированный на следующий год пакет помощи Украине в $50 млрд. пока не проголосован в Конгрессе, и если он не будет принят до января, то карета может превратиться в тыкву.

Во-вторых, сегодня стало известно, что очередная сессия консультативной комиссии России и США по СНВ-3 состоится в ближайшее время.

На пересечении обоих “треков” находится упомянутый выше Джейк Салливан и разблокирование вопроса контроля над ядерными вооружениями не могло произойти без определенных подвижек в вопросах мирного урегулирования между Москвой и Киевом.

В-третьих, заявленные европейцами задержки с поставками вооружений и финансированием Украины выглядят как подталкивание Киева к участию в мирном процессе.

Фоном для активизации разговоров о мирном урегулировании является реальная угроза новой многомиллионной волны украинских беженцев в Европу в условиях разрушения критической инфраструктуры. И эта волна может смыть увядающее с началом похолодания чувство солидарности с Украиной европейских обывателей.

Впрочем, до сих пор совершенно непонятен предмет переговоров.

Одни и те же территории [Донбасс, Херсонская и Запорожская области] включены в юрисдикцию и Украины, и России на конституционном уровне. В случае заключения мирного договора минимум одна из сторон совершает государственное преступление, а в случае компромисса – обе.

Такой мирный договор будет нелегитимным с точки зрения национального законодательства минимум одной, а, скорее всего – обеих стран, а, значит в любой [удобный] момент может быть отменен Конституционным судом и/или новым составом парламента.

Другая опция – “заморозка” конфликта, которая подразумевает перемирие, подписываемое военным руководством обеих сторон. Теоретически это более вероятно; более того, в сегодняшнем заявлении спикера российского МИДа Марии Захаровой – “Россия по-прежнему открыта к переговорам с Украиной — разумеется, с учетом тех реалий, который складываются на текущий момент” – при желании можно увидеть намек на такой вариант.

Но тут возникают другие сложности.

Во-первых, обе стороны будут пытаться создать выгодные им “реалии” как на момент начала так и во время переговоров о перемирии, что может вызвать резкую интенсификацию конфликта, которая сорвет переговоры.

Во-вторых, перемирие без политического урегулирования – это передышка перед новой “горячей фазой”; собственно говоря, мы это наглядно видели на примере “минского процесса”. Кроме того, перемирие без мирного договора исключает реализацию требования Москвы о “демилитаризации” Украины, наоборот – это станет передышкой для ее дальнейшей “милитаризации”.

И самое главное, – ни в Вашингтоне, ни в Европе тоже никто не понимает и не предлагает реалистичные рамки мирного урегулирования. Поэтому сторонам проще руководствоваться принципом, что “война это дипломатия другими средствами”.
3 минуты