45,4 тыс подписчиков
«Боевой» саркофаг римского генерала
Эту гробницу, богато украшенную горельефами, извлекли из земли в 1931 году в римском районе Портоначчо, поэтому и назвали соответствующим образом - «саркофаг Портоначчо». Хотя имя владельца мраморного гроба куда более длинное: Авл Юлий Помпилий Тит Вивий Левилл Пизон Беренициан. Под стать имени и биография этого человека. Только представьте, за четыре десятилетия (итальянские ученые определили, что Юлий Помпилий жил в 140-180 гг.) он успел прослужить в шести (!) легионах и ему совсем чуть-чуть не хватило до высочайшей должности консула.
Родился Юлий Помпилий, сын Авла, в провинции Азия, возможно, в Пергаме. Уже в довольно молодом возрасте он становится трибуном латиклавием (по сути вторым человеком в легионе) вначале в XII Молниеносном, а затем в XV Аполлоновом легионе. В 162-166 гг. участвует в Парфянских кампаниях Луция Вера, соправителя императора Марка Аврелия. Видимо, проявил себя Юлий Помпилий должным образом, потому что вскоре ему доверили командование легионом. Примерно в 169 году он становится легатом XIII Парного легиона, после этого берет бразды правления над IV Счастливым Флавиевым. Через несколько лет наш герой уже на дунайской границе, где, возглавляя I Италийский легион, сражается с квадами, маркоманами и сарматами. Назначение Юлия Помпилия в конце 170-х на должность легата III Августова легиона в спокойную в то время Проконсульскую Африку (Карфаген и окрестности) может восприниматься чем-то вроде почетной пенсии, а также - последней ступенью к консульской должности. Но до нее, до этой должности, которую мог получить благородный римлянин не моложе 43 лет, легат так и не не дожил.
Горельефы на саркофаге, видимо, изображают самые драматичные моменты из жизни римского военачальника. Скорее всего, мы видим эпизод Маркоманских войн. Легко угадываются и варвары (как правило, под копытами римских коней), и сами римляне, разумеется, одерживающие победу. В центре композиции - сам Юлий Помпилий на коне, в шлеме с высоким гребнем. Вот только лицо героя почему-то «размыто». То ли скульптор его не доделал, то ли за столетия оно было повреждено. При этом, что интересно, лица всех остальных персонажей саркофага, и не только лица, сохранились очень даже неплохо.
Поражает «скученность» действующих лиц и их необыкновенная экспрессия, что характерно для эллинистического искусства. Сравните, например, с известной скульптурной композицией «Лаокоон и его сыновья». Практически та же мощь и динамика! Кстати, бронзовый Лаокоон был сделан в Пергаме. Там же, на западе Малой Азии, в I веке до нашей эры появились первоначально и мраморные гробницы с искусными и яркими горельефами. А изображали горельефы, как правило, битвы пергамских царей против своих соседей - галатов (расселившихся в Малой Азии кельтов).
2 минуты
9 ноября 2022
1150 читали