61 подписчик
Политическое и экономическое открытие Узбекистана при новом президенте Шавкате Мирзиёеве для многих стало шоком, тем более что новый президент, ранее занимавший пост премьер-министра, был частью старой системы.
Но действительно, с тех пор как он вступил в должность осенью 2016 года, Узбекистан, несомненно, находится в процессе глубоких изменений.
Трансформация «Узбекистан в 21 веке» обнаруживает даже много параллелей с постсоветскими изменениями 1990-х годов: политическая открытость, (больше) свобода передвижения, структурные реформы и приватизация, попытки привлечь инвесторов и кредиторов, доступ к экспортным рынкам и взаимодействие с международными системами. Но на практике преобразования 1990-х годов привели к иным результатам, чем ожидалось. В бывших советских республиках они обычно приводят к гибридным или авторитарным режимам и «патримониальному» или «олигархическому» типу капитализма.
Сможет ли Узбекистан выйти из центральноазиатского порочного круга установившихся «диктаторских» и олигархических режимов, избежала ли страна этой ситуации или к власти пришел новый олигархический клан, анализирует статья на канале «Геополитика» на «Яндекс дзене».
При Каримове Узбекистан был изолирован от мира
Под руководством Ислама Каримова Узбекистан превратился в экономически и политически изолированную страну с минимальной внешней торговлей и низким уровнем прямых иностранных инвестиций. Несколько иностранных компаний, ведущих бизнес в стране, не смогли конвертировать свои доходы в узбекских сомах в иностранную валюту. Узбекистан также был превращен в полицейское государство, обеспечивающее социальную стабильность прежде всего за счет репрессий.
Жестокое подавление протестов в 2005 году сделало Узбекистан известным во всем мире как страну с серьезными нарушениями прав человека. Узбекистан является самой густонаселенной страной в Центральной Азии и был административным и инфраструктурным центром региона в советское время. Однако после восстановления независимости Узбекистан начал вступать в конфликты с Киргизией и Таджикистаном.
СТРАТЕГИЯ КАРИМОВА ПОНАЧАЛУ РАБОТАЛА ХОРОШО. УЗБЕКИСТАНУ УДАЛОСЬ ДОБИТЬСЯ ПОРАЗИТЕЛЬНОГО РОСТА. СТРАНА ВЫИГРЫВАЕТ ОТ СОБСТВЕННОГО ОТНОСИТЕЛЬНО БОЛЬШОГО ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И НАЛИЧИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА, КОТОРЫЙ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИСПОЛЬЗУЕТ В ОСНОВНОМ КАК ДЕШЕВЫЙ ИСТОЧНИК ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
Но еще до смерти Каримова стали очевидны глубокие проблемы страны. Высокие темпы экономического роста, о которых продолжало сообщать правительство, были поставлены под сомнение. На международном уровне имеется множество сообщений о коррупции, высоком уровне безработицы и большом неформальном секторе экономики.
Самоизоляция становится все более тяжелым бременем. Как бывший премьер-министр Мирзиёев хорошо знаком с политическими и экономическими проблемами страны. Для него было очевидно, что любое дальнейшее промедление с реформами поставит под угрозу его собственную власть.
К тому времени, когда Мирзиёев вступил в должность в 2016 году
2 минуты
9 ноября 2022