103 тыс подписчиков
Отношение министров с царями - дело особого рода. С одной стороны, ты вроде бы при должности и имеешь на многое право. С другой стороны, ты подданный Его Величества, и все твои права заканчиваются на пороге Зимнего дворца. У Николая II существовала устойчивая привычка никому не доверять. Он был человеком закрытым, по природе своей нелюдимым и крайне недоверчивым. Однако, если ему встречались люди, думавшие с ним в унисон, царь мог воспылать к ним платонической любовью и довериться. Тогда уж министрам приходилось особенно не сладко, учитывая, что царские "любимчики" сплошь и рядом были проходимцами и шарлатанами. Одним из них был некто Безобразов - человек глуповатый, но наглый и азартный. В начале 20 в. он начал нашептывать Николаю идею завоевания Кореи и Северного Китая. Узнав о ом, что какой-то "голодранец" получает аудиенции у царя без ведома членов правительства, граф Фредерикс, верноподданнейший подданный императора, министр императорского двора граф Владимир Борисович Фредерикс взбунтовался. В "благородном семействе" разразился скандал.
Надо, пожалуй, сказать, что Фредерикс имел две отличительные особенности. Во-первых, Николай II только ему одному и доверял из всего своего окружения, а такими привязанностями, как известно, не шутят. А, во-вторых, Фредерикс был уже стар и тугоумен. Как писал о нем ехидный С.Ю. Витте: "Сам Фредерикс по части понимания дел был совсем плох, ему трудно было усвоить не только рассуждения, но и самые простые факты. Его сотрудники подучивали его как школьника перед всяким всеподданнейшим докладом". Тем не менее, министр Фредерикс, как уже было сказано, "взбунтовался" и
прямо указал царю на нежелательность подобных контактов. Кроме того, он смело указал императору, что просьбы Безобразова выдать ему 200 тысяч рублей на его корейские начинания - это лишь начало, а дальше спрос пойдет на миллионы. Мероприятие сомнительное, и прямое финансовое участие в нем в итоге ударит по авторитету монархии.
Николай II опешил, обещал подумать, но на следующий день прислал Фредериксу записку: "Прошу Вас выдать Безобразову 200 000". Однако министр разошелся не на шутку: он снова поехал в Царское Село и нижайше попросил отставки. Николай не готов был расстаться со своим "другом" и потратил немало усилий, чтобы убедить Фредерикса остаться на своем посту.
Казалось бы, бунт удался, и царь пошел на попятную. Но нет, не тут-то было. Николай выдал Безобразову деньги под видом личного пособия. Потом выдал еще и еще. Ну а потом началась русско-японская война, закончившаяся сокрушительным поражением русской армии. А если бы наш царь послушался старого Фредерикса и выгнал бы Безобразова из своих покоев, ничего бы этого не случилось.
2 минуты
19 декабря 2022
2611 читали