3 подписчика
Из письма Василия Александровича Сухомлинского Г. Медынскому от 29 июля 1970 года:
«Чтобы стать гармоническим человеком, малыш, потом отрок, юноша должен перестрадать страданиями человеческими. Только при этом условии он будет правильно, чутко видеть другого человека и — быть бесстрашным...
Настоящее воспитание — это воспитание в духе бесстрашия. Подлинная доброта, готовность защитить слабого и беззащитного — это прежде всего мужество, бесстрашие души!
Вот святая святых той работы, которая должна совершаться в каждой человеческой индивидуальности — духовная безбоязненность! Скорее голову отдать на отсечение, чем слово криво сказать, чем неправду покрывать, чем глаза закрыть на несправедливость, на унижение не только одного человека, но и всего рода человеческого. Духовная несгибаемость — вот что представляется мне главным среди воспитания человеческих качеств, которые надо лепить, ваять уже в маленьком человеке.
Я знаю один удивительный факт. Молодые люди поженились, но счастливо прожили только три месяца. Она, работая в поле, простудилась, слегла в постель и не поднималась шестнадцать лет. Он — настоящий герой, я бы таких людей орденами награждал — не отступился от неё, не стал подлецом и предателем. Он ухаживал за ней, как за ребёнком. И я уверен, что силой, поднявшей её через шестнадцать лет с постели, была его духовная несгибаемость, верность — бесстрашие.
Человеческую верность нам надо окружить ореолом героизма... Быть любящим сыном матери своей, быть верным супругом во сто крат труднее, чем выполнить норму на производстве, чем двадцать часов просидеть за рулём комбайна... За перевыполненные проценты человек получит деньги, и вообще это ещё не героизм. Да здравствует герой, способный заставить своё сердце быть верным, а душу, всё своё существо — несгибемым.
Подлинная работа души представляется мне как мужественное умение юноши — даже подростка — не отступаться ни на шаг от своего убеждения, от того, что он считает святым и незыблемым. Но для этого надо, чтобы у наших подростков и юношей были непреложные святыни. Но это предмет особого разговора.»
(«Литературная газета», 30 июня 1971 года)
1 минута
5 ноября 2022