5155 подписчиков
Заметка по триллеру Money Moster, 2016, режиссёр Джоди Фостер
Джоди Фостер сняла финансовую драму-триллер по сценарию из BlackList 2014 года, где вместе работали Джулия Робертс и Джордж Клуни. Он, Ли Гейтс, – самодовольный финансовый эксперт и эмоционально недоразвитый инфантил, а она, Пэтти, – голос в его голове, режиссёр его ТВ-шоу, подсказывающий в наушник, что делать и говорить. Ли может и не заботится об акциях и фондах, которые он продвигает, он, возможно, не очень хорошо осведомлён. Главное – Пэтти, одновременно резкая и безмятежная, всегда самый умный человек в студии и держит пыл ведущего в узде.
Можно не разбираться в экономике, но при просмотре этого фильма, мне кажется, важнее другое – его построение пространства, создание напряжения, структура сценария. Джоди Фостер выбрала местом действия студию, где снимается финансовая программа, которую ведёт богатый человек в костюме за 1000 долларов. Этот человек беспечно советует зрителям, как им распоряжаться своими сбережениями, а название рубрики звучит тем насмешливее, чем дальше сюжет заходит – “Подсказка тысячелетия”.
Удачный выбор места для рассказа – медиа-пространство, укомплектованное видеокамерами, за которыми стоят люди с наушниками и слушают указания голоса человека, который находится в другом месте. Со стороны это продуманная околотеатральная постановка, где одно действие не может быть выполнено без приказа кого-то невидимого. По итогу это метафора того, что произошло с Кайлом, парнем, совершившим нападение на Лии Гейтса, ведущего ТВ-шоу Money Monster в прямом эфире. Кайл вложил 60 тысяч долларов, всё, что у него было от продажи дома матери, чтобы разбогатеть, потому что ему трудно выживать за 14 долларов в час на той работе, где он гробится сейчас. Кайл последовал указанию голоса Ли на экране, Ли последовал указанию главы финансовой корпорации IBIS и порекомендовал всем увеличить свои капиталы, а корпорация последовала внутренней алчности, чей голос не поддаётся контролю, и совершила обманный ход, назвав падение акций компьютерным глюком. Но 800 миллионов долларов не могли исчезнуть как слой муки на сквозняке от случайно открытой форточки, во всём “чувствуются человеческие пальцы”. Причём про пальцы это даже не моя формулировка, так пару раз повторили действующие лица, добирающиеся до правды.
Словом, у этого фильма есть несколько слоёв. Самый верхний (а далее идём вглубь) – это хозяин IBIS, потом – его корпорация, потом – сотрудники и те, кто пишет алгоритмы для работы с деньгами, потом – внешнее пространство, по которому распространяется информация о выгодности вложений в его акции, потом – ТВ-шоу, ядро, которое делает финальный удар и множество желающих ставят на IBIS, благодаря доверию к слову Ли.
Красной нитью идёт ложь, распространяющаяся по цепочке от одного звена к другому. Последствия лжи дают себя знать – Ли оказывается невольной жертвой в этой лжи, от его куража не остаётся и следа. В критической ситуации за него никто не отдал и цента. Речь идёт о сцене, когда он обратился ко всем зрителям купить хотя бы пару акций IBIS, чтобы они снова поднялись в рейтинге. Ирония ситуации заключается в том, что план Ли поднять цену акций, умоляя своих зрителей покупать их, чтобы спасти его жизнь, в любом случае не сработал бы из-за законов США (так называемый A Son of Sam law). Они не позволяют преступникам извлекать выгоду из своих преступлений постфактум.
Сначала в сценарии не было прописано гибели Кайла, как это мы видим в итоге. Такой поворот внесла в историю Джоди Фостер, заняв пост режиссёра. Она объяснила, что это правдоподобнее, поскольку действия имеют последствия, а действия Кайла нельзя хвалить. И это подчёркивает власть денег над сознанием людей, как они распоряжаются их жизнями.
3 минуты
2 ноября 2022