19,1 тыс подписчиков
Ранним осенним утром, когда все ещё спали, давний обитатель Дугино (Подмосковной усадьбы Мещериных) Игорь Грабарь вошел в столовую и.. замер. Посередине стола, в окружении хрусталя и фарфора, стояла ваза с пышными лимонно - жёлтыми хризантемами, привезенными накануне из цветочного магазина.
Так уж сложилось, что Игорь Грабарь долгое время не имел собственного жилья. Пользовался кровом друзей или знакомых. Его юность прошла в сырых и тёмных «меблирашках» Петербурга, где он учился на юридическом факультете. Потом — у Репина в Академии художеств.
Однажды заехав к своему другу Николаю Мещерину, он остался там на 13 лет. Эти годы Грабарь считал самыми «кипучими» в своей жизни. Именно здесь он испытал состояние живописного запоя, которое заставляло его с утра до вечера, забывая об отдыхе и еде, работать на пленэре.
Над «Хризантемами» Грабарь работал месяц. До этого художник никогда не трудился столько времени над своими натюрмортами.
Картину «на корню» купил Владимир Гиршман. Говорили, что коллекционер заплатил художнику столько, сколько тот не получал за свои работы никогда.
Серов несколько раз уговаривал мецената уступить полотно Третьяковской галерее, но владелец всегда отвечал категорическим отказом.
Лишь после революции натюрморт «Хризантемы» стал достоянием национального музея.
1 минута
5 ноября 2022
1422 читали