40,4 тыс подписчиков
У КАРЕЛОВ ЕСТЬ СВОЙ "ХЭЛЛОУИН".
Ну вот, только недавно прошёл Хэллоуин - "западный страшный праздник", не дающий покоя очень многим. Однако мало кто знает, что что-то подобное отмечали 2-3 ноября и карелы. Карельский "аналог Хэллоуина" называется "Kegrin paiva" ("Пугало-день").
Главным персонажем таких празднеств был персонаж по имени Kegri. Его изображал замаскированный человек. Остальные жители сёл тоже не сидели на месте - рано утром молодёжь выворачивала наизнанку шубы и фуфайки, после чего надевали их. Лица прикрывали самодельные маски из тряпок, часто с пришитыми усами. Головными уборами служили решета или корзины, а "орудиями" - ухваты, кочерги и дубины. За плечами у ряженых были корзины, куда должны были "прятать детей".
В таком жутком виде карелы ходили по домам и пугали детей. Их угрожали унести в корзинах, если они будут плохо себя вести и не слушаться родителей. Дети боялись, прятались и плакали от страха, а Kegri требовал, чтобы ребята были послушными и прилежными, а девочек ещё и заставлял прясть пряжу.
За такое "воспитание" хозяева домов и главы семей угощали ряженых, подносили им пироги, молоко, блины и сладости. Каждая девочка же должна была подарить Kegri ещё и сплетённый ею клубок ниток, чтобы он не посадил её в корзину и не унёс с собой.
Откуда же пошёл такой праздник? Скорее всего из-за аграрного календаря: полевые работы, закончены, урожай собран, запасы на зиму сделаны, а вот снега ещё нет. Наступает пора межсезонья - времени, когда "полномочия" в хозяйстве переходили от мужчин-землепашцев к женщинам-ткачихам и рукодельницам. Ритуальным отражением этого изменения и был "Пугало-день" - противоположность весенней Масленице.
"Kegrin paiva" отмечали и в Тверской Карелии - части Тверской области, где проживали карелы, ещё в 17 веке бежавшие из своих земель от шведов под защиту московского царя.
Например, в селе Большом Плоском Лихославльского района в этот день с утра ряженые парни надевали маски, мазали лицо сажей и с дубинами гoнялись за детьми, которые убегали от них с криком: "Здесь Kegri, здесь Kegri!". Догнав кого-нибудь из детей, Kegpi слегка бил его палкой.
В деревне Дуброво Лихославльского района Kegri изображал кто-то из сельских парней. Он делал себе горб, надевал вывороченную шубу, замазывал или закрывал лицо, чтобы никто не мог его узнать. Kegri ходил по избам с палкой в руке и угрожал маленьким. А бабы пугали детей: будешь, мол, баловаться - Kegri возьмет с собой.
В селе Толмачи Kegri пугал не только детей, но и девушек в бане, которые в это время занимались трепкой льна.
Поначалу праздник был ещё связан с культом мёртвых. Это подтверждалось тем, что в этот день поминали умерших родственников толокняной кашей. Однако позже он утратил своё обрядово-сакральное значение и существовал в виде забавы до 1930-х годов.
Позже советская власть пыталась его, как и многие традиции различных народов СССР свести на нет, и в 1970-х годах казалось, что старинный обычай исчез навсегда. Однако в наши дни "Kegrin paiva" обрёл вторую жизнь и даже возрождается в виде гуляний.
Ну что, это тоже "не наш" праздник? Как считаете?
Я не был на "Пугало-дне", поэтому фотографий этого праздника у меня нет. В качестве иллюстрации - пугало из Воркуты:)
2 минуты
2 ноября 2022
894 читали