60,2 тыс подписчиков
Это была первая заграничная поездка Вячеслава Молотова, начиная с 1921 года. Первая, зато какая! На литерном поезде он отправился на важные переговоры в Берлин с самим Адольфом Гитлером.
Советского наркома иностранных дел встречали с помпой — шеренга почетного караула, корзины цветов, блеск касок, вся нацистская верхушка, включая Гиммлера, Кейтеля и Риббентропа. Вечером в его честь был дан роскошный прием в отеле «Царский двор», а уже на следующий день, 13 ноября 1940 года, состоялись переговоры Молотова и Гитлера.
Чего же хотел от Советского Союза Гитлер после того, как годом ранее был заключен договор о ненападении и определены будущие границы Европы? Ни много ни мало, а присоединения Советского Союза к пакту «трех», то есть к странам так называемой гитлеровской Оси — Германии, Италии и Японии.
Переводчик Молотова Вячеслав Бережков в опубликованных в 1982 году воспоминаниях пишет, что Молотов даже не дослушал вдохновленного Гитлера до конца, а заявил, что не хочет обсуждать «фантастические планы».
Однако же ответ на предложение давать надо было. И Сталин, чтобы не отказывать напрямую Гитлеру, поставил ряд заранее невыполнимых условий.
Первое — Германия должна вывести свои войска из Финляндии, т. к. это сфера интересов СССР. Второе — СССР должен получить возможность создания военных баз на Черноморских проливах Босфор и Дарданеллы, принадлежащих Турции. Третье — северный Иран должен стать сферой интересов Советского Союза. Германии надлежит не препятствовать мягкой экспансии СССР в ту сторону. И четвертое — Япония должна отказаться от своих концессионных прав по углю и нефти на Северном Сахалине (а он в то время полностью был под контролем Японии).
Ответа на встречное предложение СССР не получил.
На фото: Первый лист газеты "Правда". Фотография Молотова и Гитлера в имперской канцелярии
1 минута
13 ноября 2022
1045 читали