Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

В белом движении на самом деле было немало ярых монархистов, не просто сторонников конституционной / парламентской монархии, но выступающих за неограниченное самодержавие. Почему они не так известны, как «непредрешенческая» Добровольческая армия Корнилова-Алексеева-Деникина? Дело в том, что для этих монархистов «примером для подражания» была Германская империя (и многие сохранили прогерманскую ориентацию даже после ноября 1918 года).


Вот как о расколе белого офицерства писал ярый монархист С. В. Марков (не путать с другими Марковыми):

«Русское офицерство в те времена, как молодое, так и старое, разделилось на несколько разных течений. Большая часть увлекалась лозунгами Добровольческой армии, продолжая видеть в немцах, все же освободивших половину Европейской России от ужасов большевизма, своих врагов и продолжая кричать о верности союзникам, бывшим тогда так далеко от нас.

Эта же часть офицерства предала жестокой критике и чуть ли не анафеме Донского атамана генерала Краснова, который, увидев, что от союзников немедленной помощи ждать невозможно, и памятуя, что промедление смерти подобно, схватился за предложенную недавними врагами верную и быструю помощь и в короткий срок очистил Дон от пришлого большевизма. Под крайней националистической окраской в противовес красному интернационалу он создал Всевеликое Войско Донское...

На Астраханскую, а за ней и на Южную армию, которая стала формироваться в районе Воронежа с разрешения Германского командования, и на кредиты снаряжения и амуницию, отпускаемую из немецких же рук, в Добровольческой армии смотрели, как на явных изменников доблестным союзникам...» (с) С. В. Марков. Покинутая царская семья 1917 — 1918.

Здесь, конечно, прекрасно все. И «освободители-немцы», и Великое Войско П. Н. Краснова (без немцев даже не появившееся бы скорее всего, как и держава Скоропадского), и формирование белых армий на немецкие средства.

Но я бы ещё хотел кое-что добавить: ориентировавшиеся на Антанту белые «добровольцы» почему-то так и не напали ни разу на немцев (ведь это немцы якобы развалили русский фронт и помогают большевикам, нет?) и не попытались отказаться от вооружения, которым их снабжал тот самый атаман П. Н. Краснов.

Вот кто на практике «держал слово» (и выражал на практике свое недовольство Брестским миром), так это левые эсеры, анархисты и даже некоторые большевики в партизанских отрядах. Германский генерал-фельдмаршал Герман фон Эйхгорн был убит именно левым эсером Б. М. Донским (много ли белые завалили немецких фельдмаршалов?). И махновцы воевали с австро-германскими оккупантами. А белые нет.

Мундир английский, мундир немецкий...
В белом движении на самом деле было немало ярых монархистов, не просто сторонников конституционной / парламентской монархии, но выступающих за неограниченное самодержавие.
2 минуты
1723 читали