3254 подписчика
Лекция 5. Итак, философия касается особых мест нашей жизни, которые мы пометили двойной звездой: впечатлением и непроходимым местом.
И наша задача как ответственных и свободных состоит в том, чтобы расширять этот свет звезды. Ибо под знаком этого света и происходит укоренение человека в своей жизни. А еще, нам удается в "освещенном пространстве", о чудо, проживать свою жизнь (а не колебаться с линией партии, или не находиться в плену своих отрицательных/положительных переживаний и представлений). Иначе, удается жить (в этом и состоит усилие "быть живым" и для этого и нужна философия. Философия нужна для работы расширения света молнии Иоанна. Все, более ни для чего).
Расширение света начинается с всматривания-вслушивания во впечатление. Оно что-то нам говорит. И если мы обращаем внимание на впечатление, то начинаем что-то понимать (то есть слышать) в своей жизни. "Следовательно, это речь, которая обращена к нам, но не существует без нашего труда расшифровки". С. 104.
Такие вот "впечатления призвания" или "впечатления окликнутости". Услышал и пошел на "зов" с помощью грамотного текста (философского текста). И тогда реализуешься, выполняешься, можешь состояться. Не услышал или бросил (устал) двигаться на призыв — живешь той жизнью, которая получается. И не надо жаловаться и ныть. Сдулся сам.
"Самостоянье человека — залог величия его". Эти строки свободного человека (А. Пушкина) про вот этот самый труд души. Незаметный, невидимый, но такой важный и существенный.
Определить такого рода судьбоносные впечатления (М.К. называет их "важными") нельзя. И нет алгоритма их нахождения и расшифровки. Тут надо двигаться (в духовной топологии) как-то иначе. Как? Вот мы и научаемся как у тех, кто прошел подобный Путь.
И есть одна особенность "впечатлений призвания". Дело в том, что материя впечатления никак не связана с тем, что оно сообщает. "Материя говоримого... ничего общего не имеет с содержанием говоримого". С. 105. Кстати, подобная неадекватность и позволяет нам отворачиваться от этих впечатлений, и не заниматься жизненно важной их расшифровкой.
Расшифровка впечатления совершается в стороне неизвестного или сторона другого.
Тема другого в современной философии капитально замусорена и безосновательно усложнена. Другое же означает очень простой смысл: не в известную сторону, не в сторону культуры, не в сторону привычного и т.д. Чисто отрицательно определяется другое. Или апофатически. И тогда начинает сказываться само. Само другое. Или бытийное (метафорично — "вертикаль жизни". Налево сторона Свана, направо сторона Германтов. А ортогонально — другое).
"Но я говорил, что действительное движение плодотворной души, только посредством которого и могут рассеиваться или корригироваться другие иллюзорные движения в стороне Свана или в стороне Германтов, происходит в другой стороне: в стороне неизвестного, или другого". С.105.
Движение в сторону неизвестного суть движение в сторону нашего развития как личности (движение возмужания). Только личностное не нужно понимать психологически. Личностное или личностная структура есть такое в нас, что от нас же не зависит. Когда "на этом стою и не могу иначе".
А противоположное личностному — инфантильное. Не я могу. И у инфантилизма есть еще одна сторона: все происходящее вокруг меня либо радует меня, либо огорчает. Моя дочь так в детстве и делила людей: добрый (хороший) или злой (плохой).
Иначе говоря, не взрослый взгляд — детский взгляд на мир. Не взрослый и не личностный.
И М.К. напоминает, что никаких знаний философия не предлагает, но лишь транслирует стиль мышления, с помощью которого практикуется взрослый взгляд на вещи и мир.
Мир, который не имеет по отношению к нам никаких намерений.
Это взрослый и ответственный взгляд. На сегодня все.
3 минуты
27 октября 2022