24,6 тыс подписчиков
Зимой 1494 года в Москву к князю Ивану Васильевичу прибило посольство из Литвы в лице троицкого воеводы Петра Яновича и жемаитского старосты Станислава Яновича, которое везло предложение о мирном окончании «Хитрой войны». Одним из самых привлекательных для русского государя пунктов этого соглашения было то, что закрепить договоренности должен был династический брак его дочери и литовского князя.
Мелкие пограничные конфликты с Московским государством, названные некоторыми историками «Хитрая война», подтачивали силы, средства, а главное территорию Литовского государства. Молодой же князь Александр не был в состоянии оказать достойное сопротивление ловкой политике великомудрого Ивана Третьего.
Все его обращения к старшему брату в Польшу не привели ни к чему, и приграничные князья продолжали переходить в вассалы к Московскому государю. Попытки заставить Ивана Васильевича надавить на своих новых подопечных и вернуться под правящую руку литовского князя тоже не привели к желаемому Александром результату. Великий князь лишь разводил руками и говорил, мол, что это они сами. Потерпев несколько военных неудач Ягелончик в конце концов был вынужден согласиться на условия Москвы, но при этом он желал закрепить договоренности династическим браком.
Когда все формальности были улажены, 26 октября 1494 года Великий князь Литовский Александр Казимирович собственноручно подписал брачный договор о женитьбе на дочери Московского Великого князя Ивана Третьего Алене Ивановне. Таким изящным способом литовский правитель надеялся предотвратить в средней перспективе возобновление войны между Вильно и Москвой.
В свою очередь Иван Третий получал в свои руки мощную возможность воздействия на внутреннюю политику литовского государства. Елена Ивановна шла замуж за Александра Казимировича при условии, что она сохранит православие, и её не будут принуждать к принятию католичества. «Русская партия» в литовском обществе (князья и бояре, исповедовавшие ортодоксию) в лице княжны получала заступницу и покровительницу перед Ягелончиком.
С другой стороны, католическая партия понимала, что с появлением Елены Ивановны при дворе Великого литовского князя, переход от православия к католичеству русской оппозиции замедлится. И потому, практически сразу началось тихое давление супругу Александра. Однако Елена Ивановна не зря была дочерью своего отца и до самой смерти так и не прогнулась, несмотря на все усиливавшиеся требования. В конце концов, Великий князь Московский, узнав о том, что литовская сторона нарушает договорённости 1494 года был вынужден объявить войну Литве, защищая честь и свободу совести своей дочери. Как говорили современники, все же Александр Казимирович любил свою жену, но был вынужден подчиняться давлению епископа виленского и своей матери.
После смерти Ягелончика положение Елены Ивановны стало совсем тяжелым, и она попыталась вернуться к себе в Москву, однако новый литовский князь не отпустил её, и когда она попыталась сбежать на Родину, её арестовали и обращались с ней довольно грубо. Вскоре она умерла, в возрасте 36 лет. По мнению некоторых её современников, она была отравлена, так как была слишком опасна для короля Сигизмунда. Так или иначе, но брат Елены Васильевны Василий Третий отомстил за оскорбления и смерть сестры, начав войну в ходе которой удалось отвоевать у Литвы Смоленск Чернигов и другие русские города.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки если понравилось, мир вашему дому!
2 минуты
26 октября 2022
2085 читали