15 подписчиков
А БЕЗ БЮДЖЕТА (ВОДЫ) И НИ ТУДЫ, И НИ СЮДЫ…
Перед наступлением «миллениумного» года я первый раз участвовал в составлении бюджета на год предстоящий. Именно бюджета, не техпромфин-плана, не сметы. С тех пор я пребываю в бизнес-жизни с непреходящим ощущением главенства бюджета над всеми остальными положениями, регламентами, правилами.
Первое знакомство с акционерами компаний «Стрит ритейл» и «Поволжские дворики» проект «План А» начал с объяснения этого определяющего принципа построения структур.
А вчера министр финансов А. Силуанов кратко пояснил изменения в варианте бюджета, только что внесенного в Госдуму, по сравнению с документом месячной давности.
Наряду с другими аналитиками и экспертами проект «План А» увидел ряд существенных поправок, подлежащих утверждению и исполнению в следующем году.
🔹 Первое. Нельзя находиться в розовых очках в отрыве от действительности. Объективно в проекте бюджета на 2023 год запланирован рост расходов на национальную оборону до 4,98 трлн. руб. До этого планировалось, что в будущем году эта статья расходов составит 3,47 трлн. руб.
В 2022 году расходы на оборону, по предварительной оценке, составят 4,68 трлн. Одновременно в 2023 году вырастут траты по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» до 4,4 трлн. руб. против докризисного плана в 3 трлн.
🔹Второе. Источники. Налоги и взносы с фонда оплаты труда достаточно предсказуемы и стабильны. В отличии от доходов сырьевого сектора.
Нефтегазовые доходы по прежнему зависят от мировых цен, объемов добычи и экспорта углеводородов, курса рубля. Но эта оценка и раньше была подвержена «девятибалльной» волатильности. Цель в бюджете создать условия, при которых все, что было запланировано, было бы исполнено.
🔹 Третье. По сырьевикам, нефтяникам, газовикам, угольщикам и удобренщикам. Все инициативы в проекте нового бюджета направлены на изъятие части сырьевой сверхренты. Через пошлины и увеличение налога на добычу полезных ископаемых.
🔹 Четвертое. Финансовые инструменты. Прежде всего дивиденды. При том, что решения об их выплатах принимает общее собрание акционеров по рекомендации Советов директоров, внушительные суммы поступлений от предприятий с государственным участием заложены.
🔹 Пятое. Налоговое нововведение, заложенное в проект бюджета, установление предельной базы по единому платежу в Социальный фонд на уровне 1,9 млн. руб. вместо обсуждавшихся 1,57 млн. руб. Предсказуемо произойдет увеличение нагрузки на компании. Изменение всего плана реновации и социальных мероприятий.
🔹 Шестое. На фоне роста оборонных расходов ассигнования по разделу «Национальная экономика» сокращаются с 4,3 трлн в 2022 году до 3,5 трлн. в 2023-м. Вместе с тем многие инвестиционные расходы были исполнены раньше, освободив пространство для ассигнований на новые задачи. Концентрация денег планируется в высокотехнологичные отрасли, импортозамещение и инфраструктура.
В целом объем расходов бюджета сохраняется на уровне чуть больше 29 трлн. руб. Сохранение в бюджете высокого уровня расходов позволяет уместить туда как новые приоритеты, так и прежние решения, обеспечить все социальные обязательства, не нарушая макростабильность.
Проект «План А» будет пристально отслеживать прохождение бюджета через процедурные этапы. Своевременно ставить Вас в известность о самых значимых и заслуживающих внимания элементах важнейшего документа.
2 минуты
25 октября 2022