2489 подписчиков
"Что ж ты читаешь как пономарь?"
Так сделала я замечание ученику, который практически пробубнил себе под нос "Письмо Онегина Татьяне".
Стоило ожидать, что ребята из 9 класса не знают, кто такой пономарь, поэтому моего замечания не поняли. Посыпались вопросы от детей: "Это Вы сейчас Ваню так культурно обозвали?"; "Что ещё за пономарь такой?". Пришлось отвечать.
Пономарь - церковный служащий, помощник. Одна из его задач - это чтение священного текста на богослужении. И читает он Евангелие монотонно, без эмоций и без чувства. Это такое отстранённое чтение. Вот и появилось довольно яркое сравнение "как пономарь": говоришь как пономарь, читаешь как пономарь. Мы так называем неэмоциональную, немного укачивающую речь.
Кстати, а почему пономарь вот именно так должен читать - без эмоций? Это его обязанность, это предписание церкви. Задача пономаря - сконцентрировать людей на молитве, чтобы они думали о чём-то своём, переживали что-то своё. Ведь у каждого человека свои проблемы, надежды и мечты. Ему в такие минуты не нужны чужие эмоции, это сбивает, даже раздражает. Легче погрузиться в свои чувства, когда фоном звучит бесстрастный текст. Именно так можно получить ответы на личные вопросы, вспомнить что-то важное, погрузиться в себя.
Сравните с манерой актерского чтения. Такая речь живая, эмоциональная, довольно сильная, с акцентами. Когда какой-то известный актер начинает читать стихотворение, он пропускает произведение через себя, вплетает свой опыт. Результат зависит от тех эмоций, которые актер вложит в своё прочтение. Поэтому чтение двух актёров не совпадёт: они ведь разные люди. Они чувствуют, живут по-разному. Поэтому и в произведении будут звучать неодинаковые эмоции. И мы невольно этим эмоциям поддадимся. В литературе это хорошо: чем шире спектр эмоций, тем лучше.
Но не в церковной жизни. Здесь человек должен переживать своё, а не чужое.
1 минута
23 октября 2022
730 читали