3251 подписчик
М.К. "Психологическая топология пути". Лекция 4.
Завершающее видео по 4 Лекции "Психологической топологии пути" уже выложил. Это письменный вариант. Он не копирует видео. Ну да ладно. Какой есть.
Мы говорим об особых местах. А именно о местах, где начинает действовать структура сознания. И да, места — это духовная топология, а не географическая).
Моделью нашей ситуации с таким местом или точкой служит образ просыпающегося человека. Этот образ Пруст и использует.
Вот просыпается человек. И почему он просыпается в качестве того, который засыпал. Оснований для этого нет. "Просыпающийся — почему он модель нашей ситуации? — потому что просыпающийся-то не знает... Там, в этой точке, мы можем найти основание, почему он проснулся тем, кем проснулся. Понимаете — очень хорошая точка". С.98.
Лев Шестов воспроизводил известную истину: есть совершенно личные вещи, которые можно иметь только лично и лично прожить. Он называл: смерть. Умереть можешь только ты сам. Абсолютно личный акт.
Другим личным актом является понимание. Никто не может понять за тебя и передать это понимание тебе. "Сама-сама".
К тому, что говорил Шестов, М.К. добавляет символ "темноты". У каждого своя темнота (своя тень). Темнота непонимания. Ибо нет понимания без "утемнения" (или редукции, что на "высоком" философском языке означает "подвешивание знаний и готовых утверждений", готовых смыслов).
"У Данте... это звучит так: dans le grand cercle de lombre, то есть в великом круге тени. Он имел в виду такой закон нашей жизни: очень большая тень должна быть в нашей душе — тень нашего непонимания, и только из нее может вырасти понимание. Только из нашего непонимания, только из нашей тени может выступить свет". С. 99.
Таким образом, свет сознания или понимание входит (вспыхивает) в этой точке лишь в темноте. Или проделанной редукции. Напомню, что Гуссерль, фактически, считал, что это главная задача философии.
Ну, главная не главная, но что вот необходимая — это точно. Без шага "утемнения" свет истины не возникает.
Темнота предполагает риск, включенность (вложиться). Надо "очень сильно озаботиться, вложиться, пошевелится в темноте, ничего не зная и ничего не предполагая известным". С. 100.
И прежде всего редуцировать нужно знания о самом себе, представления о себе и своем "Я", т.е. тождество с самим собой. Идентификация.
"Я говорил о движущей силе Сен-Лу, о сращении с образом самого себя, то есть того, кого можно уважать, — это и есть самая страшная опасность". С.100. Или смертельная болезнь (С. Кьеркегор).
Такой же смертельной болезнью являются представления о "колесе истории" и самодействующем механизме прогрессивного социального развития.
"Я могу продолжить эту мысль, сказав о том, что есть вещи, за которые отвечаю только я и не могу это переложить на класс, на партию, на общество, на нацию. И, наоборот, то, что случится с нацией, будет интегралом того, что каждый из нас взял на себя: и случившееся уравняется, то есть установится по уровню наших душ — по закону той точки, о которой я говорил, потому что это та точка — теперь я другое слово применю — есть точка уравнивания". С.101.
Какие бы ни были страны и цивилизации или технические средства, в случае войны, например, "побеждает тот, чье сердце сильнее" (Пруст).
Так вот это точка пустоты, темноты и равноденствия у Пруста связана с еще одной метафорой. Метафорой Другого. Но это уже 5 Лекция.
На сегодня все.
2 минуты
26 октября 2022