5241 подписчик
Ни для кого не секрет, что все новое – хорошо забытое старое, и хотя формула эта банальнее некуда, все же ею иногда описываются самые нестандартные сближения. Например, внезапно обнаруживается, что многое от традиций средневековой иконописи использовали в своих произведениях художники русского авангарда. А если присмотреться, то действительно обнаруживается немало общего:
🖌 и средневековые иконописцы, и авангардисты во главу угла ставили цвет, именно цвет заключал в себе те смыслы, которые сообщало все произведение
🖌 если помните, я уже рассказывала про то, что в православной иконе – обратная перспектива, то есть изображается нереалистичное пространство, так вот авангардисты либо тоже представляют что-то нереалистичное, либо отказываются от пространства вообще
🖌 интересно, как обращаются и те и другие со светом: иконописцы использовали золотой фон и сияющие краски, а авангардисты из света сделали целый метод, лучизм, который пытается передавать световую энергию
🖌 ну и наконец и икона, и произведения русского авангарда имеют общую цель: они должны вырвать зрителя из материального мира и перенести его в мир духовный. В случае с иконой – приблизить к Богу, в случае с авангардом – поместить в неизвестные до того духовные чертоги
Сближения эти, с одной стороны, как будто дополнительно укрепляют позиции авангарда в мировой живописи, а с другой, освежают наш взгляд на икону, делают ее современнее, чем нам казалось раньше.
На фотографиях: иконы Андрея Рублева, лучизм Михаила Ларионова, пространственные искажения Павла Филонова, коммуникативный цвет Василия Кандинского, кубофутуризм Давида Бурлюка, духовные искания Казимира Малевича
1 минута
21 октября 2022
11,5 тыс читали