Найти тему

У Розанова, в его "Опавших листьях", есть такая запись:


"Прекрасный человек, и именно в смысле добрый, благодатный, есть лучшее на земле, чтобы увидеть его".

Стоит только вдуматься в эту фразу, как понимаешь, чего так страшно не хватает в нашем мире, во всей нашей современной цивилизации, в самом воздухе нашего времени.

Не хватает именно вот этой простой доброты, выражающейся в участии, в сочувствии, в со-горести, в со-радовании.

Наш мир до краёв переполнен криками и спорами о принципах, о программах, об идеологиях. И нет программы, нет идеологии, которая не ставила бы своей целью, не претендовала бы спасти мир и человечество.

Поистине можно сказать, что не было во всём прошлом человечества эпохи более принципиальной, чем наша.

Но вот как-то так выходит, что посреди всей этой принципиальности, всех претензий на универсальное счастье нет, не оказывается места простой человеческой доброте, и не оказывается именно в её принципах, во имя спасения человечества и разрешения всех мировых проблем.

Все ненавидят всех, и мировая принципиальность оборачивается мировой злобой.

Что же, пора спокойно и не стыдясь ответить на этот вопрос так: а разве вы не видите, что все ваши идеологии и принципы, якобы ведущие к счастью, уже веками наполняют мир кровью, страданием и горем, и нет ещё, не было ещё человека, которого бы они сделали по-настоящему счастливым.

А вот всякий раз, когда вспыхивает и загорается на земле эта простая доброта, счастье и радость от неё распространяются далеко кругом.

Поэтому прав Розанов, который о добром человеке говорит, что сам мир был создан, чтобы увидеть его.

Тут, только тут, в этой личной доброте, торжествует добро над злом, тут, только тут, добро не идея и не принцип, а живая реальность, опыт и сила.

прот. Александр Шмеман
1 минута
971 читали