Вторичные выгоды.
Некоторые наши проблемы могут приносить вторичные выгоды. Что это?
Вторичные выгоды - это неосознанное положительное подкрепление поведения.
Если проще: абстрактная Юля очень тревожится по многим ситуациям, проблемам и вопросам. В моменты, когда ее тревога становится слишком сильной, она делится своими чувствами с кем-то близким, например, с подругой Катей. Катя, желая помочь, начинает поддерживать и успокаивать, давая внимание и спокойствие. Юля ощущает спад тревоги.
Этот механизм легко закрепляется, потому что после тревоги появляется ощущение спокойствия и тревожный человек получает внимание от других людей, которое ценно для нашей психики.
Еще рассмотрим пример: Ваня несчастный человек, он часто чувствует себя проблемным, люди вокруг него часто бывают агрессивными, используют его или не оправдывают ожиданий. Чтобы хоть как-то с этим справиться, у Вани есть несколько подруг, с которыми он близко общается, например, Маше он часто рассказывает о том, как агрессивно ведет себя начальник на работе, какая злобная у него мама и многое другое. Нужно же как-то выговориться.
Маша очень сочувственно выслушивает его, старается помочь советом или предлагает варианты решения ситуации. Но с Ваней по прежнему происходит все только плохое.
Ваня действительно часто является жертвой во многих ситуациях и страдает от этого, но страдания приносят ему и некоторую выгоду: он получает общение, внимание, понимание, эмпатию и поддержку. То, что получать как-то иначе он не научен.
Поэтому Ваня очень часто сам провоцирует проблемы вокруг себя, скорее всего, бессознательно. Ведь чем больше проблем, тем больше внимания он получит от Маши с синдромом Спасателя внимания, жалости и сочувствия.
Проблемы очень часто несут за собой выгоду.
1 минута
29 октября 2022