1774 подписчика
Президент Франции Эммануэль Макрон на пресс-конференции по итогам саммита ЕС обвинил США в двойных стандартах в энергетической сфере, указав, что американцы продают СПГ на внутреннем рынке в 3-4 раза дешевле, чем в Европе. Это не первый раз, когда Франция критикует недружественную ценовую политику США: ранее на высокую стоимость американского газа жаловался министр экономики Франции Брюно Ле Мэр.
Стремясь нивелировать зависимость от российских энергоносителей Европа попала в зависимость куда более опасную: доля американского СПГ на локальном рынке возросла с 28% до 45%. При этом стоимость фрахта судов для перевозки СПГ растет астрономическими темпами, что грозит еще большим удорожанием. Разумеется, американские компании, для которых «бизнес есть бизнес» и прибыль ценится намного выше призрачных идеалов евроатлантической солидарности, смогут выжать максимум из этой ситуации. Уже сейчас видно, что стратегия США состоит в том, чтобы подорвать европейскую экономику, вынудив ее отказаться от российских энергоресурсов, а затем подмять европейские рынки под себя, заполнив их американским экспортом.
Фронда Макрона в данной ситуации легко объяснима: в результате стремительно развивающегося в стране экономического кризиса его рейтинг только за последнюю неделю упал на 7 пунктов. Многотысячные забастовки и митинги профсоюзов на фоне растущей инфляции проходят по всей Франции, правительство не способно оперативно на них реагировать. Кроме того, нет сомнений, что шок от отставки английского премьера Лиз Трасс, которая продержалась на своем посту лишь 45 дней, так и не сумев предложить Великобритании реальный выход из энергетического и финансового кризиса, также побуждает Макрона к решительным действиям. Вряд ли он хочет пойти по пути своей британской визави.
При этом пока что действия Франции ограничиваются критикой в адрес США, публично сохраняя поддержку в адрес Украины. Однако недавние заявления Макрона о неприменении ядерного оружия для защиты Украины и его желание возобновить переговоры с Владимиром Путиным указывают на то, что французский президент может рискнуть и пойти по стопам своего великого предшественника Шарля де Голля, отдав приоритет национальным интересам, а не евроатлантическому «единству».
Мария Прокофьева, политолог, член Экспертного клуба "Дигория"
1 минута
31 октября 2022