Найти тему
104,4 тыс подписчиков

«Если бы только Польское правительство сумело сговориться с Деникиным ещё до его разгрома, если бы оно не боялось империалистического лозунга «Единая, неделимая, великая Россия», то наступление Деникина на Москву, поддержанное польским наступлением с запада, могло бы для нас кончиться гораздо хуже, и трудно даже предугадать конечные результаты...»


Так в 1923 году писал сам Михаил Николаевич Тухачевский в работе «Поход за Вислу», указывая на то, что победа Красной армии в Гражданской войне была обеспечена и противоречиями в разномастном лагере противников большевиков. От различных белых армий до национальных формирований, от интервентов с разными интересами до «зеленых» повстанческих движений. Красная Армия практически в любой момент Гражданской войны имела возможность сосредотачивать силы для удара по наиболее опасному для неё врагу, будь то Колчак, Деникин, поляки или Врангель. Потому и Советско-польская война началась в довольно выгодной для РККА конфигурации, первоначально она даже была весьма успешной.

«Но сложное сочетание капиталистических и национальных интересов не допустило этой коалиции, и Красной Армии пришлось встретиться с её врагами последовательно, чем значительно облегчалась её задача...» (с) М. Н. Тухачевский. Поход за Вислу.

Правда, в 1920 году поляки и белогвардейцы П. Н. Врангеля уже выступали всё же «синхронно» (хотя официального союза они так и не заключили). В этом отношении советское руководство ближе к концу 1920 года состредоточило усилие на белогвардейцах. Последние были малочисленнее поляков, но концептуально представляли большую угрозу, претендуя на Россию, оспаривая власть большевиков.

Иллюстрации: Marek Szyszko, А. Каращук.
«Если бы только Польское правительство сумело сговориться с Деникиным ещё до его разгрома, если бы оно не боялось империалистического лозунга «Единая, неделимая, великая Россия», то наступление...
1 минута
33,4 тыс читали