Найти тему
119,7 тыс подписчиков

«Бело-голубой день» - одна из самых провокационных картин в советской послевоенной живописи. Вроде типичный соцреализм. Но это только на первый взгляд. Не зря картину после всесоюзного триумфа «сослали» в запасники провинциального музея.


В СССР ежегодно проводились республиканские и Всесоюзные выставки молодых художников. Тематика представленных произведений не отличалась разнообразием – войны (Гражданская и Великая Отечественная), строительство светлого будущего, коммунисты и комсомольцы, люди труда. Жанр только один – реализм.

Первую премию на Всероссийской и на Всесоюзной выставках в 1976 году получила картина «Бело-голубой день» художника из Вологды Яна Крыжевского (1948 г.р.).

Победа была триумфальной. Репродукции картины оказались во всесоюзных журналах «Юность» и «Огонек». Молодого автора тут же приняли в Союз художников СССР. Полотно вполне могло оказаться в Государственной Третьяковской галереи, как вдруг идеологически подкованные зрители разглядели настоящий вызов советской власти.

На первый взгляд с сюжетом все понятно. Девушка-строитель во время какого-то перерыва на стройке. Белые конструкции на фоне голубого неба.

Но сразу бросаются в глаза крестообразные сваи, или что это такое.

А если присмотреться, веточки на картине не простые. Это ветки распускающейся весной вербы.

И почему девушка на стройке коммунизма не в строительной каске, а в платке?

Да потому что так ходят в церковь!

Намек на посещение храма в Вербное воскресенье виден невооруженным взглядом.

Третьяковка картину так и не приобрела. Сегодня это шедевр соцреализма, а это несомненно шедевр, можно увидеть в Вологодской областной картинной галерее.
«Бело-голубой день» - одна из самых провокационных картин в советской послевоенной живописи. Вроде типичный соцреализм. Но это только на первый взгляд.
1 минута
2212 читали