160,3 тыс подписчиков
Сквозь тусклое стекло: фильму «Последнее танго в Париже» — 50 лет
14 октября 1972 года на закрытии Нью-Йоркского кинофестиваля зритель впервые увидел «Последнее танго в Париже» — один из самых известных фильмов итальянского классика Бернардо Бертолуччи.
Спустя 50 лет после мировой премьеры в коллективной памяти закрепились не столько тонкости сюжета и визуального стиля, сколько скандальные закулисные подробности: как из-за избыточного эротизма картину запретили во многих странах, как режиссера лишили на пять лет гражданских прав, как итальянский суд безуспешно пытался уничтожить все копии и негатив ленты.
Но главное — как Бертолуччи с исполнителем главной роли Марлоном Брандо задумали снять предельно откровенную сцену изнасилования, не рассказав обо всех деталях 19-летней Марии Шнайдер. Позже актриса, страдавшая от многолетней депрессии и наркотической зависимости, признавалась, что фильм разрушил ее жизнь. Оставляя в стороне детали съемочного процесса и спекуляции на тему этических границ в искусстве, разбираем художественную ценность «Танго».
Бертолуччи, несомненно, ангажированный автор, и рецепция «Танго» во многом скорректирована его политическими лентами. Он исследовал истоки фашизма в «Конформисте», обнажал лживость идеологий в «Стратегии паука», доказывал несостоятельность левой идеи в «Двадцатом веке». Считается, что в парижской ленте он занимался той же социальной диагностикой, выдав панихиду по либеральным шестидесятым и дав уничижительный портрет превратно понятой свободы. Критики усмотрели колкости и в адрес французской новой волны: мол, неспроста на роль экзальтированного инфантила Тома (жениха Жанны), который в финале меняет свой творческий пыл на буржуазный комфорт, режиссер выбрал Жан-Пьера Лео, главную экранную фигуру канувшего бунтарского течения.
1 минута
14 октября 2022
3152 читали