83,3 тыс подписчиков
В середина 90-х в собор на практику прибыл пожилой интеллигентный священнослужитель с лицом доброго волшебника. Ростом он был ниже среднего, с умными глазами и аккуратные очками, чуть-чуть спущенными на нос. Лицо диакона обрамляя густая окладистая борода. Лет ему было около шестидесяти, но в диаконы он был рукоположен совсем недавно. В те годы не все священники и диаконы заканчивали семинарию, потому что надо было служить на вновь открытых приходах.
И вот пожилой диакон готовится к совершению первой литургии. Он начинается с проскомидии, на которой священник приготавливает просфоры и вино для совершения Евхаристии. Служба шла своим чередом, пока не дошло до реплики, которую диакон должен сказать, обращаясь к священнику, который надрезает Агнец: "Пожри, владыко". И вот тут наш добрый волшебник - отец диакон - впадает в ступор.
Для справки. Во время эти слов священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: "Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение. "Пожри, владыко!" означает "Заколи, владыка!" ("пожри" происходит от слова "жрети" – заколоть, принести в жертву).
Диакон ничего этого не знаю и сильно смутился. Как ни просил его священник, показывая в служебнике, что эти слова написаны там давно и по этим словам совершали службу наши предки - у интеллигентного диакона язык не поворачивался сказать, как ему казалось, эти некультурные слова. И все жё он набрался сил, вздохнул и выпалил:
- Покушай, владыко!
1 минута
12 октября 2022
11,7 тыс читали