Найти тему

Где в советской Москве купить редкое лекарство ночью? Конечно, на Никольской. Знаменитую круглосуточную «Аптеку №1» коренные москвичи называли «аптекой Феррейна» с незапамятных времен. Аптечная лавка появилась неподалеку от Лубянки еще при Петре I – царь решил приучить москвичей к современным фармтехнологиям. В 1701 году Даниил Гурчин открыл аптеку на Мясницкой. За 150 лет она неоднократно переходила из рук в руки и переезжала с места на место, пока в 1862 году почетный гражданин Москвы Карл Феррейн не выкупил нынешнее здание на Никольской, 19-21с2.


Но главным героем истории стал Владимир Карлович Феррейн, сын основателя династии. Купец I гильдии, фармацевт и филантроп, он не просто сохранил, но и приумножил успехи отца. Феррейн в Москве организовал настоящий фармкластер — у его предприятия было множество аптечных лавок, собственные лаборатории, стеклодувная мастерская для производства тары, плантации лекарственных растений в Крыму и Бутове. Ну, и флагманская аптека Феррейна на Никольской, конечно.

К началу I мировой войны годовой оборот Товарищества «Феррейн В.К.» составлял 7 млн руб. Здесь работали 600 служащих и больше тысячи рабочих, которые производили и продавали около 300 препаратов. Аптека пострадала во время антинемецкого погрома в 1915 году. Толпа ворвалась в аптеку, устроила погром и распила весь спирт из аптечных запасов, а потом пошла дальше — громить немецкие заводы и жечь квартиры владельцев с немецкими фамилиями.

В 1917 году семья Владимира Карловича Феррейна в спешке покинула Россию. Сам он после революции устроился в собственную аптеку кладовщиком, но выдержал недолго — в 1918 году скончался в Крыму от инфаркта.

Аптека же продолжала существовать почти все годы советской власти. В 1990-м здание закрыли на реконструкцию, собираясь открыть Центр русской фармации в Москве. Но в итоге в 2008 году в реконструированных помещениях аптеки открылся ресторан и магазин хрусталя.
1 минута