85 подписчиков
Эрдоган – от землетрясения до землетрясения?
#турция
Страшное землятрясение в Турции не остановило политической борьбы, но задало ей вполне определенный дискурс. Реджеп Тайип Эрдорган прекрасно помнит, что крупное землетрясение 1999 года стало трамплином для прихода к власти в 2002 году Партии Справедливости и Развития, которая с тех пор является правящей. Тогдашний премьер-министр Бюлент Эджевит подвергся резкой критике со стороны Эрдогана за неумелое оказание помощи.
Сегодня Эрдоган принял вызов стихии – не отменяя [пока?] назначенных на 14 мая всеобщих выборов, он объявил в стране чрезвычайную ситуацию 4-го уровня, требующую международной помощи. И получил поддержку со стороны десятков стран, в т.ч. – региональных конкурентов и противников, таких как Египет, Греция и Армения.
Вольфанго Пикколи – представитель лондонской консалтинговой компании по политическим рискам Teneo считает, что «эффективное реагирование на чрезвычайные ситуации может даже укрепить лидера ПСР и ее партию, вызвав чувство национальной солидарности под руководством Эрдогана. Однако крупномасштабное землетрясение — пострадали 10 южных провинций — создаст серьезную проблему для правительства».
Эрдоган провел мобилизацию силовых структур для оказания помощи населению, вспышки мародерства, в т.ч. – со стороны организованных банд, жестко подавляются жандармерией.
Оппозиция обращает внимание на факты медлительности властей с оказанием помощи пострадавшим на юге Турции. В соцсетях размещают видео, на которых водители грузовых автомобилей просто вываливают гуманитарную помощь на дорогу и уезжают, а вещи и продукты приходят в негодность либо становятся добычей мародёров.
Власти начали массовые задержания “застройщиков-вредителей”, которые строили с нарушением всех возможных норм, в первую очередь – по сейсмостойкости – десятки уже находятся под арестом, в отношении еще большего числа суды рассматривают меры пресечения.
Но, как известно, строительный бизнес на Востоке всегда связан с властью, а потому риски в результате следствия “выйти на самих себя” весьма велики.
В соцсетях публикуют старое видео, на котором президент Эрдоган на митинге в канун местных выборов рассказывает о строительной амнистии для жителей юго-восточной провинции Кахраманмараш: «Мы решили проблемы 144 тыс. 556 жителей Кахраманмараша благодаря строительной амнистии».
Амнистия заключалась в легализации незаконных построек на своей земле… В марте 2019 года ПСР взяла здесь более 2/3 голосов.
Султан заявил о переводе всех университетов Турции на удаленное обучение до лета, – для передачи студенческих общежитий гражданам, пострадавшим от землетрясения.
Это вызвало недовольство студентов, чем сразу же воспользовалась оппозиция. Лидер основной Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу заявил: «Давайте, мы, как политические партии, откроем двери всей нашей инфраструктуры по всей Турции, давайте не заставлять нашу молодежь расплачиваться за катастрофу, давайте не будем отрезать их от жизни. Мы готовы отдать все помещения нашей организации, включая здание штаб-квартиры партии. В том числе дома наших семей» [классический, интернациональный и провереный временем образец политического популизма оппозиции при стихийных бедствиях]
Другой оппозиционер – мэр Анкары Мансур Яваш завяил, что столичные власти могут предоставить в Анкаре пострадавшим столько жилья, сколько имеют студенческих общежития.
И, как всегда – курдский вопрос. Землетрясение, затронувшее районы компактного проживания курдов, в случае неэффективной помощи со стороны Анкары, может стать дополнительным фактором мобилизации курдского электората против действующего президента.
Резервом в руках Эрдогана является достаточно низкий уровень госдолга – всего 34% от ВВП, что означает значительные возможности для увеличение бюджетных расходов через наращивание госдолга.
3 минуты
13 февраля 2023