Найти тему

78 лет назад, 13 февраля 1945 года, Войска 2-го и 3-го Украинских фронтов Красной Армии овладели столицей Венгрии Будапештом. Для советских войск Будапештская операция стала одной из самых сложных и кровопролитных за все время боев в Европе. На территории Венгрии нашим воинам противостояли немецкие и венгерские части, численность которых по разным оценкам составляла от 188 до 250 тысяч человек. Неприятель занимал три заранее подготовленные линии обороны и готовился оказывать самое серьезное сопротивление: Венгрия не только прикрывала подходы к Германии с юго-востока, но и поставляла Гитлеру ценнейшую для него нефть.


2-м Украинским фронтом командовал маршал Р.Я. Малиновский, а 3-м Украинским — маршал Ф.И. Толбухин. Взломать фашистскую оборону советским войскам удалось только с третьего раза, зато в окружение попала крупная группировка неприятеля — более 100 тысяч человек. Во избежание ненужного кровопролития ей был направлен ультиматум о сдаче, однако враг не только не принял его, но и убил парламентариев. Начались ожесточенные бои за город. Стремясь сохранить городскую инфраструктуру и сберечь жизни мирных жителей, советское командование избегало применять тяжелую артиллерию и авиацию. Главными участниками боев на будапештских улицах стали небольшие штурмовые группы. Дважды немецкое командование пыталось деблокировать город, но все — безрезультатно. 13 февраля немецко-венгерские войска наконец сложили оружие. Хотя после этого бои на венгерских землях не закончились (в марте фашисты предприняли свое последнее крупное наступление в годы Второй мировой войны в районе озера Балатон), Будапешт так и остался занят советскими войсками.

Примечательно, что во время штурма города советских бойцов поддерживали силы Дунайской военной флотилии (ей командовал контр-адмирал Г.Н. Холостяков), части и корабли которой впоследствии были названы в приказе Верховного Главнокомандующего в числе наиболее отличившихся. Одним из кораблей, участвовавших в боях, был артиллерийский бронекатер БК-433, ныне находящийся на открытой площадке нашего музея. Заложенный в 1942 году в Астрахани, в 1943-м он прямо со стапелей отправился на боевые задания (причем, ввиду сложной обстановки на фронте экипаж даже не успел поучаствовать в выполнении учебных задач и практических стрельбах). Катер ждала сложная, но яркая судьба. БК-433 участвовал в Керченско-Эльтингенской десантной, а также Белградской, Будапештской и Венской наступательных операциях. 3 июня 1945 года он горделиво проплыл по Дунаю в Вене в ходе местного парада Победы.

Находящийся на смотровой площадке музея, отреставрированный БК-433 является стальным памятником, который напоминает о подвигах советских воинов. Вечная слава им — морякам, пехотинцам и летчикам, спасшим 80 лет назад мир от фашизма.

Фото:
Красное знамя над Будапештом, февраль 1945 г. // fortepan.hu
БК-433 на открытой площадке ЦМВС РФ
БК-433 на фоне здания парламента в Будапеште, 1945 г.
2 минуты
476 читали