Найти тему

Один из самых частых вопросов, поднимаемых медицинскими работниками в СИЗО, - это отказ медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения, принимать пациентов из мест принудительного содержания.


Как правило, медики из организаций ДЗМ мотивируют отказ в оказании медицинской помощи отсутствием у таких пациентов полиса обязательного медицинского страхования.

Шокирует тот факт, что отказывают пациентам из СИЗО не только в плановой медицинской помощи, но и в неотложной. Так, к примеру, из недавних событий, пациент с открытым переломом получил отказ в ТРЁХ !!! травмпунктах города Москвы (естественно, документально отказы не зафиксированы).

Обратившись к нормативно-правовой базе, мы видим, что во всех документах об оказании медицинской помощи в местах принудительного содержания медицинская помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения должна осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Федеральной службе исполнения наказаний.

А именно:
- Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ
- Приказ Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (с изменениями и дополнениями)
- Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы"
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 2497 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"

Ни в одном документе не упоминается необходимость наличия полиса ОМС для лиц, содержащихся под стражей, ведь их обследование и лечение оплачивается из других источников.

Вероятно, медицинские работники организаций ДЗМ осознают неправомерность своих действий (в соответствии с должностной инструкцией, где указана обязанность сотрудников «знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения»), так как документально таких пациентов стараются не оформлять – что представляется возможным для пациентов, прибывших «самотёком» (в случае с подследственными, подозреваемыми, обвиняемыми и др. лицами – прибывшими в автозаках в сопровождении конвойных), а не посредством кареты скорой медицинской помощи. То есть этих пациентов будто бы и не было в приёмном покое больницы – никакие документы о факте обращения за медицинской помощью не заполняются, отказ в оказании медицинской помощи не фиксируется.

Мы не против оплаты медицинской помощи арестантам из средств ОМС – если есть у пациента, находящегося под стражей, полис ОМС, то почему бы и нет (хоть это и вне правового поля). Однако, отсутствие ОМС не может являться поводом для отказа в оказании медицинской помощи.

Всё же мы - правозащитники, представители Общественной наблюдательной комиссии города Москвы - ратуем за соблюдение законодательства нашей страны.
Один из самых частых вопросов, поднимаемых медицинскими работниками в СИЗО, - это отказ медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения, принимать пациентов из мест...
2 минуты