Найти тему
24,8 тыс подписчиков

К началу осени 1570 года обстановка на Балтике для шведских и польских кораблей была крайне тревожной. Эскадра русского адмирала и «царского атамана» Карстена Роде (начало истории читайте здесь) насчитывала несколько хорошо вооруженных кораблей с полностью укомплектованными экипажами. К этому моменту он уже захватил более двух десятков судов неприятеля, фактически парализовав для Речи Посполитой и Швеции торговлю по морю, во всяком случае сделал её весьма рискованным занятием.

Однако здесь он совершил свою главную ошибку. Его корабли стали действовать в датских водах, чем стали причинять прямой экономический ущерб датскому королевству, ведь теперь купцы опасались заходить в Копенгаген, а значит упали сборы пошлины, которую получала казна от пришлых торговцев.
В октябре месяце произошел инцидент, который послужил поводом для того, чтобы решить вопрос с Карстеном Роде. Дело в том, что один из кораблей его флотилии пинка «Der Haze» (Заяц), оказался захвачен пленными шведскими моряками, которых везли в Копенгаген. Судно, вместе с остатками команды каперов пригнали в Померанию, где был собран международный трибунал над ними (Швеция, Франция, Дания, Саксония и вольный город Любек).
Данию обвиняли в том, что она потворствовала действиям русских пиратов и фактически стала базой для них. В это же время проходили сложные переговоры между Швецией и Данией о прекращении войны, и щекотливый каперский вопрос был сильным козырем у дипломатов страны трех корон.
Датский король Фредерик предпочел пресечь деятельность Карстена Роде и арестовал его в одном из копенгагенских кабачков, где тот отдыхал после очередного рейда. В свою очередь Ивану Грозному было отправлено письмо, в котором правитель объяснял свое поведение тем, что русский адмирал действовал в датских водах, чем вредил казне.
В свою очередь московский государь заявил, что ничего подобного он «немчину корабелу» не приказывал и предлагал выслать его в Россию, где он с ним поступит как следует. Но Фредерик оставил без внимания это предложение. Тем временем плененного капера перевели в глубь территории страны, в замок Галль.
Следует заметить, что датский король оказался в сложном положении, с одной стороны пресечение деятельности корсаров на Балтике было сильным козырем на переговорах со шведами.
С другой арест военачальника своего дальнего, но все же союзника дело неблаговидное.  Потому Фредерик принял соломоново решение, Роде держали под стражей, но при этом в максимально комфортных условиях. А в 1573 году и вовсе почетный узник был переведен в Копенгаген, ему позволили поселиться на квартире, при условии не покидать город.
Все это время русская дипломатия пыталась выудить его из объятий датской фемиды, впрочем, безуспешно. Правда, следует сказать, что и Иван Грозный не сильно проявлял настойчивость в освобождении Карстена Роде, памятуя то, что последний и сам не исполнял в полной мере договоренностей с государем.
Так или иначе, но следы первого русского адмирала после 1576 года теряются, и что с ним стало неизвестно. Может бежал он из-под стражи и вернулся к своему любимому занятию на море или же зажил как обыкновенный бюргер (благо средства позволяли) истории об этом ничего не известно.
Важно то, что, потратив деньги на один единственный корабль, русский царь руками Роде нанес существенный урон экономике своих противников. Несколько десятков польских и шведских судов с грузом были захвачены или уничтожены. И хотя «царев атаман» не до конца исполнил свои обязательства, все же суммарный счет был на стороне России и с большим перевесом.
Подписывайтесь на наш канал, в том числе Telegram ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!
К началу осени 1570 года обстановка на Балтике для шведских и польских кораблей была крайне тревожной.
3 минуты
1313 читали