Найти тему

Хочу поделиться впечатлениями от просмотра 10.02.2023 в Балтийском доме #балтийскийдом на Малой сцене спектакля "Школа" (экспериментальная группа Анатолия Праудина). Начну с того, что этот театр и его в большей части молодой коллектив для меня, как родные, я много лет слежу за их творческим ростом и сценическими находками, разнообразием приёмов в работе постановщиков, мастеров света, звука, сцены, актёрской игрой. И всегда уношу со спектаклей что-то приятное для души. Не все постановки одинаково мне нравятся, какие-то моменты в отдельных спектаклях вызывают сомнения - а нужны ли они для понимания общей концепции, к чему ведут и над чем заставляют задуматься зрителя? Есть у меня и профессиональный интерес, так как по одной из профессий я режиссёр, по другой - историк, давно "варюсь" в котле журналистики и литературно-музыкального творчества, поэтому обожаю театр, в котором смело работают с музыкальным материалом. Это было вступление.

Теперь по сути спектакля. Из положительного сразу обращает на себя внимание излюбленный приём вовлечения зрителя до начала спектакля в атмосферу, в которую он вот-вот окунётся. Делается это с помощью музыки. Зал камерный, все на виду друг у друга. Сразу возникает нужная обстановка.
Далее отмечу замечательную актёрскую игру, с прекрасным взаимодействием по ходу пьесы не только актёров друг с другом, но и реакцию на то, что происходит в зале (например, на плач ребёнка, мол, устал, бедняжка, спать хочет - всё это говорится на два тона тише, чем секундой раньше, - зрители оценили!)
Заметны импровизации на сцене, некоторые реплики, возникающие по ходу взаимодействия персонажей. Ярко и смело использован минимализм на сцене, предметы, сделанные из подручных вещей, но несущие определённую смысловую нагрузку (коса из швабры и чего-то там непонятного, шлемы водолазные с трубами а-ля советский пылесос и прочее), обыграны цвет и лёгкость занавеса, как бы делящего пространство на смысловые части.
Музыка. Да, здесь не всё так очевидно, если зритель не подготовленный. Например, в песне про атлантов надо знать предысторию создания и споров на тему "Я - художник, творю, как вижу". Хороший пассаж с песнями Владимира Высоцкого. Остальное, конечно, тоже в тему, но вот отдельные реплики персонажей вызывали сомнение в их необходимости (возможно, импровизация).
Актёрская игра. Здесь очень удачно каждый актёр выражал суть той эпохи, чьим ребёнком был его герой. Заикание героя в современной одежде и умение трактовать его реплики героем самого старшего актёра, определённо находка. Такой приём позволил обоих актёров помогать друг другу и выделяться в разных смысловых зонах спектакля. Сыгран дуэт прекрасно. Девушка, не знающая, кто такой Зидан, - прямой отсыл к "поколению пепси". Очень органично смотрелась актриса. Слушаешь и веришь, жалеешь, беднягу. Внутренне плачешь о потерянном поколении, во многом наивном. Девушку в школьной форме (почему-то на сайте театра ее обозвали ненавистной, а у многих людей тоска по этой форме!) хочется похвалить как многостаночницу. Играет, читает, переживать заставляет. И хорошо, что не переоделась в последней сцене - прямо молодец! Но о финале - ниже. "Красноколготница" в косухе - словно сошла с фотографии конца 80-х-начала 90-х, я очень хорошо таких девушек помню. Актриса вжилась в роль, по типажу попали прямо в точку! Особая роль в спектакле у актрисы, сыгравшей роль "Ленина-лётчика-водолаза" и иже с ними. Чувствуется стойкая тяга к импровизации. Браво! А вот в последней сцене мне прямо хотелось последовать её совету, данному зрителям в начале спектакля: "Идите домой!" Еле удержалась! Жаль было усилий актёров, которые весь спектакль шли ровно и понятно, вырисовывая рисунок сюжета с тщательностью художника. Зрителям нравилось! Я сидела рядом со звукорежиссёрским пультом, с того места обзор зала был великолепен, наблюдала за людьми. Все были едины в оценке действа до...момента, когда вышел некто в трусах, напоминающий Шнура. И тут - бац! Всё, что так точно было сыграно и выстроено почти за два с половиной часа, сломалось, как домик Ниф-Нифа. Ни капли оптимизма, ни толики надежды не остав
3 минуты