Найти тему
188 подписчиков

После моей вчерашней публикации о странной передаче на радио "Вера" мне прислали ссылку на одного такого "вольнодумца", который тоже любит психологию, позиционирует себя как психолог, но на каждом шагу утверждает, что он имеет громадный опыт церковной жизни, учился в семинарии, прочитал гору книг и всё в таком духе. Как одна мадам мне написала как-то: "Я выросла в монастырях у ног старцев". Очень характерно. Почему-то жажда презентовать себя как верующего человека у таких вольнодумцев прослеживается постоянно: "Я не абы кто, я в церкви всё видел и всё знаю, вы мне ничего нового не расскажете!". Такой посыл часто встречается у вольнодумцев. Кстати, спасибо за это слово, встретил его в ваших коментах, которые всегда очень внимательно читаю, прекрасное обозначение этих несчастных - вольнодумцы.


Люди часто пребывают в замешательстве, сталкиваясь с такими начитанными вольнодумцами, критикующими Церковь на Ее же языке, которые цитируют наших святых и знают всех наших проповедников поименно. И пребывать в замешательстве есть от чего: человек представляется христианином (чаще "православный психолог"), однако несет такую пургу, что по первой и на разберешь, что он имеет в виду, но ощущение какой-то неправды остается. И вроде всё правильно говорит.

Да, часто заносит и таких, как Ткачёв и Осипов, но я сейчас не про это. Кто много говорит, много ошибается, все грешные, лишь бы человек сохранял способность просить прощения за свои ошибки. Ведь высокий нравственный уровень, присущий христианам, зиждется не столько на праведной жизни и безошибочности, сколько на способности христиан быстро признавать свои ошибки, в способности и желании каяться в своих грехах. То есть, в смирении.

У вольнодумцев же этот рефлекс часто бывает утерян начисто. Гордыня, которая базируется на начитанности, которая идёт вразрез с духом святоотеческого наследия, с Преданием Церкви, Которое предается этими вольнодумцами ради своей доморощенной психологии и креативных выводов собственного производства - это уже выход за пределы церковного Предания, это выход за пределы Церкви.

Очень много бывает бед от таких соблазнителей, и важно разобраться, какова природа этого явления.

Зададимся вместе с апостолом Иоанном вопросом: "Откуда они взялись?" Вместе с ним и ответим: "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши".

А для чего нам Господь попускает встречать таких по жизни? Как замечает архиепископ Евсевий (Орлинский) в толковании на эти же слова апостола Иоанна (1-е послание Иоанна 2:19): "...для того, чтобы верные, зная, что не все, видимо, пребывающие в Церкви, принадлежат к числу избраных и предопределенных к получению вечной жизни (Мф. 7:22, 23), питали в себе дух смирения, и, неуспыно бодрствуя, со страхом соделывали свое спасение, дабы за свое нерадение и беспечность не подвергнуться тяжкому искушению и не лишиться части избранных".

Войско становится профессиональным, когда воюет. Вот сейчас, в наши дни, наше войско российское становится еще более профессиональным, потому что воюет. Золото очищается в огне, душа смиряется в искушениях. С Церковью такое тоже происходит, причем постоянно - опасность ересей, расколов и сект в Церкви присутствует с первых дней Её истории, начиная с Иуды и каких-нибудь гностиков или манихеев.

Что делать?

Быть аккуратными, осторожными. Не все то золото, что блестит. Не всякая передача содержит православные воззрения, даже если она идёт по православному каналу или радио (как выясняется, к сожалению). И будем помнить слова апостола Павла: "Блюдите, како опасно ходите... искупующе время, яко дние лукави суть" (наблюдайте все окружающие вас опасности, бережно относясь к своему времени, сохраняя его для Единого на потребу, потому что много в наши дни искушений и лукавства).
3 минуты