Найти в Дзене

Гиляровский и художник Саврасов


Из книги "Москва и Москвичи":
"...Вход в трактир был со Двора, а другой и въезд во двор — со стороны Столешникова переулка.

И вот на тротуаре около этих ворот я увидел в спину огромную фигуру, в коротком летнем пальтишке, в серых отрепанных брюках, не закрывавших разорванные резиновые ботики, из которых торчали мокрые тряпки. На голове была черная изношенная широкополая шляпа, в каких актеры провинциальных театров изображают итальянских бандитов. Ветер раздувал косматую гриву поседелых волос и всклокоченную бороду.

Я подошел ближе. Он правой рукой шарил в кармане и сыпал на ладонь левой копейки. Я взглянул в лицо.
—  А...

Я узнал Саврасова, когда-то любимого профессора Училища живописи, автора прославивших его картин «Грачи прилетели» и «Разлив  Волги под Ярославлем»...

Много я видел его этюдов и рисунков по журналам — и все на любимую тему — начало весны.
—  Алексей Кондратьевич, здравствуйте.
—  Погоди... четыре... пять... — считал он медяки.
—  Здравствуйте, Алексей Кондратьевич!
—  Ну? — уставился он на меня усталыми покрасневшими глазами.
—  Я — Гиляровский. Мы с вами в «Москве», в «Волне» работали.
—  А, здравствуйте! У Кланга?
—  Да, у Ивана Ивановича Кланга.
— Хороший  он  человек...  Ну  вот... А сам дрожал, лицо было зеленое...
—  Вот собираюсь опохмелиться. Никак не могу деньги
собрать, за подкладку провалились.
—  Вот  что,  Алексей  Кондратьевич.  Пойдем  ко  мне, — предложил я,— выпьем, закусим...
—  Куда же это?
—  Вот рядом, в дом, где балкон.
Он вдруг поднял голову, воззрился на что-то, посвежел, помолодел как-то сразу, глаза загорелись. Ткнул меня в бок, а правой рукой указывал на крышу церкви напротив, на углу Петровки.
—  Гляди, гляди!..

По крыше тихо сползала лавина снега, а на ней сидела ворона, что-то торопливо, энергично долбившая клювом. Лавина двинулась быстрей, нависла на миг всей массой над тротуаром. Часть ее оторвалась и рухнула вниз, распугав, к счастью благополучно, прохожих, а на другой половине, быстро сползавшей, ворона продолжала свое дело. И когда остальное снежное плато рухнуло, ворона приподнялась, уселась на самом желобе и стала глядеть вниз на упавший снег: то одним глазом взглянет, то повернет голову — и другим...
—  Какая прелесть!.. — радовался старик.

Должно быть, убедившись, что все потеряно, ворона улетела, и снова потух старик.
— Пойдемте, — позвал я его и взял за руку.
— Лучше бы в трактир, напротив. Да вот деньги-то... и он опять зашарил в кармане.
— Денег-то у меня тоже нет.

Я взял его за руку, и мы зашлепали по растаявшему тротуару..."

Владимир Гиляровский несколько раз всячески помогал Саврасову: приводил домой, кормил, одевал, давал денег и настойчиво просил остаться. Но Саврасов благодарил и каждый раз старался побыстрее уйти, не желая никого обременять собой.
Вот такой мой краткий пересказ встречи двух людей "большого сердца": одного в литературном даре, другого - величайшего живописца. Левитан, к слову говоря, Саврасова считал своим учителем и наставником.
Гиляровский и художник Саврасов  Из книги "Москва и Москвичи": "...Вход в трактир был со Двора, а другой и въезд во двор — со стороны Столешникова переулка.
2 минуты