Найти в Дзене
28 подписчиков

Конечно, один из самых важных результатов СВО - это избавление от очень тяжелой родовой травмы Советской власти. От этой, маниакальной по сути, постоянной оглядки на мнение международных институтов, лепетания разных лордов Джаддов (помните такого?) и трепета от одной мысли, что "нас вдруг не поддержат в ООН".


Конечно, время от времени оглядка на "европейский политик" играла роль и во времена Империи, но это были скорее исключения из правил. На каждого Бестужева находился свой Горчаков, а на каждый маниловский "священный союз" находилось железо венгерской кампании. Собственно, даже "первый европеец" Пётр очень быстро разобрался, что международное общественное мнение перестаёт бурлить после любой, мало-мальски удачной военной операции.

Советская власть, при всём уважении, с первых своих дней в этом отношении страдала биполярным расстройством. Занимавший какое-то время пост главы МИДа Троцкий заявлял что задача дипломатии "подписать пару договоров и прикрыть лавочку". При этом не было большего счастья для советских дипломатов, чем признание СССР условным Афганистаном, приезд футбольной сборной "страны Басков" или совсем уже триумфа в виде вступления (ненадолго) в Лигу Наций.

Это, кстати, типично британская индоктринация, одна из череды многих в советской истории. И американцам, и немцам (у которых самих проблем было выше крыши) в целом было наплевать на подобные условности, торгуй и плати, а признали тебя Уругвай с Сиамом или нет - не суть важно.

На первых этапах Советской власти это можно было ещё понять - вопрос международного признания был тесно переплетён с вопросом выживания. Но что творилось в этом отношении начиная со времён Хрущёва и до самого конца - с точки зрения здравой логики понять сложно. И биполярка здесь только усилилась - из каждого репродуктора гневно осуждалось "низкопоклонство перед Западом", при этом именно этим самым процессом наша внешняя политика и занималась. От мелочей, до крупных диверсий, вроде Хельсинкского акта.

На Сталина в этом отношении нет смысла вешать всех собак. Создание ООН было для него попыткой выиграть время, оттянуть удар по СССР дорогих союзников по антигитлеровской коалиции, хотя бы лет на 10. Во что потом превратилась ООН, и главное - каким обожествлением её занимались в СССР, даже дорогой Иосиф Виссарионович при всей его бурной фантазии вряд ли бы мог представить.
1 минута