Найти тему

Не завален - не горизонт. Для чего фотографы используют голландский угол?


Считается, что фотограф ОБЯЗАН выравнивать горизонт на фотографии. Для пейзажа, архитектуры или предметной съемки это справедливо. А вот для портрета или репортажа - отнюдь не всегда. Прием с намеренным уклоном от горизонта называется голландским или немецким углом.

Источники гласят: "Этот приём часто используется для того, чтобы показать душевные волнения или напряжённое состояние героя". Но это - в кино. Сам термин пришел именно оттуда, хотя в фотографии кривой горизонт использовался всегда. Об одном из советских фотографов, мастерски освоивших такой прием, - Борисе Игнатовиче, - я в свое время писал.

Так вот, в фотографии считается, что голландский угол усиливает динамику кадра и подчеркивает его диагонали.

Лично я использую "иррациональный" горизонт, когда хочу прописать рифму между диагональю и главной линией кадра. Это хорошо работает в репортажной съемке.

Или наоборот - если хочу диагональную линию сделать параллельной границе кадра. Причем иногда снимаю ровно, а потом - при обработке специально наклоняю кадр в сторону. Так можно поступать в спортивной, портретной и трэвел-съемке.

Как освоить голландский угол? Это просто - чаще снимайте по диагонали. Простейший пример - перед вами нечто широкое или высокое, которое не влезает в объектив. Например, останкинская башня. А отойти - некуда. Попробуйте уместить ее в диагональ. Вдруг - да и получится. А в следующий раз - понравится!

Аналогично можно поступать при портретах. Я, например, предпочитаю "наклонять" мужчин назад (в сторону спины), а женщин - вперёд (в сторону груди). Но это - ни в коем случае не закон. И даже не правило. У каждого человека - свои индивидуальные рабочие поза и ракурс. Поэтому если вы хотите снять человека по диагонали, попробуйте "покачать" его в обе стороны, а потом сравните.

Ещё если у человека на фото наклонена голова, то вертикаль можно выстраивать по голове. Так вы сделаете на ней акцент.

Вообще, это универсальный совет - снимайте больше, снимайте по-разному, а потом - сравнивайте и анализируйте то, что сняли. Без этого вы не сможете развиваться.
1 минута