918 подписчиков
100 лет гражданской авиации России: ЦАГИ – для связанности территории
100-летие гражданской авиации России мы встречаем в непростых условиях. Но это – одновременно и стимул к росту экономики, деловой инициативы и научно-технологического потенциала. Несмотря на беспрецедентное внешнее давление западных конкурентов, авиационная отрасль нашей страны продолжает оставаться одной из самых высокотехнологичных в мире. Стратегической задачей сегодня является ускоренный переход на отечественную авиатехнику.
Высоких результатов в области гражданского самолетостроения удается достигать благодаря интенсивной работе предприятий оборонно-промышленного комплекса и государственных научных центров. Мобильность, готовность ответить на вновь возникающие глобальные вызовы, принятие своевременных и правильных решений – вот то, что позволяет государству выходить на новый технологический уровень и добиваться экономической независимости. Немалую роль в наращивании промышленной мощи страны играет наш институт.
Неслучайно первый советский самолет, использовавшийся для перевозки людей и почты, «родился» именно в ЦАГИ. Это детище выдающегося авиаконструктора А.Н. Туполева – цельнометаллический АНТ-2, положивший начало металлическому самолетостроению в нашей стране. Затем был один из первых многоместных пассажирских летательных аппаратов АНТ-9. Советская гражданская авиатехника часто имела двойное назначение, но тем не менее нам известны такие шедевры авиаконструкторов, как авиалайнер-гигант АНТ-20 «Максим Горький», установивший мировые рекорды грузоподъемности, АНТ-25, совершивший первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс, АНТ-37 «Родина», на котором выполнен женский мировой рекорд дальности полета.
Почти сразу после Великой Отечественной войны в небо поднялся первый пассажирский самолет ОКБ С.В. Ильюшина Ил-12, прошедший испытания в центре авиационной науки. В 1950-е годы стартовала эра реактивной авиации, открыл которую первый в мире реактивный авиалайнер Ту-104. Прочность фюзеляжа этого воздушного судна проверялась в специально построенном в ЦАГИ гидробассейне. Опыт совместной работы ОКБ Туполева и Аэрофлота по внедрению Ту-104 впоследствии был успешно использован при создании авиалайнеров Ту-114, Ту-124, Ту-134. Ну а самым массовым советским самолетом в своем классе стало совместное творение института и ОКБ А.Н. Туполева – Ту-154. Не менее знаковыми в истории отечественной гражданской авиации являлись Ил-86 и Ил-96, Як-42, Ан-124 «Руслан», Ту-204 и первый в мире сверхзвуковой Ту-144.
Современные условия диктуют новые технологические вызовы. Воплощение гражданской авиации наших дней – самолеты МС-21 и SSJ100. В 2022 году совместная работа ученых ЦАГИ и специалистов корпорации «Иркут» позволила в ходе статических исследований проверить правильность расчетных методик, направленных на обеспечение прочности МС-21; эта работа и по сей день продолжается в рамках ресурсных испытаний. С конца 2024–2025 годов планируется перейти к наращиванию серийных поставок полностью отечественной модели авиалайнера.
Что касается программы «Суперджет», то в ближайшей перспективе предстоит обеспечить импортонезависимость этой машины. Ожидается, что доля отечественной продукции в импортозамещенном самолете SSJ-NEW составит 90%–100%.
На крыло становятся и региональные самолеты: «Байкал», «Ладога», L-410; разрабатываются новые пассажирские и транспортные авиалайнеры – легкий конвертируемый самолет на криогенном топливе, грузоподъемный «Слон». В центре внимания ученых – перспективные компоновки будущего, такие как «летающее крыло», летательные аппараты вертикального взлета и посадки, самолеты с гибридными электрическими силовыми установками. Одна из приоритетных задач – создание сверхзвукового гражданского авиатранспорта следующего поколения. На настоящий момент специалисты ЦАГИ трудятся над ключевыми технологиями сверхзвукового пассажирского самолета. Планируется, что первый демонстрационный полет надежда российского авиастроения совершит в 2028 году.
#ЦАГИ #Жуковский
3 минуты
9 февраля 2023