Найти в Дзене

Эта маленькая заметка, всего на всего легкое прикосновение к творчеству Станислава Лема знаменитого польского писателя.

.   Имя Станислава Лема хорошо знакомо любителям фантастики. Один из лучших в мире представителей футурологии написал порядка двух сотен произведений, которые переведены на 46 языков, а тиражи книг исчисляются миллионами экземпляров.
.   Неудивительно, что произведения Станислава Лема неоднократно были экранизированы: один «Солярис» трижды лег в основу фильма. Впрочем, известно, что сам писатель практически ко всем кинопостановкам своих произведений относился критически.
.   Рассердился он и на Андрея Тарковского, который в сценарии показал «земной» пролог и придумал Кельвину целую семью. Тарковский был тем режиссером, которого мало интересовала научная фантастика, зато влекла лемовская проблематика, схожая с проблематикой «Преступления и наказания» Достоевского. Сам Лем так отзывался о работе с режиссером: «Мы были тогда похожи на лошадей, которые тянут один воз в разные стороны».
.   Творчество Станислава Лема повлияло на многих писателей-фантастов. По мнению Бориса Стругацкого, роман «Солярис» входит в десятку лучших произведений жанра и оказал «сильнейшее — прямое либо косвенное — влияние на мировую фантастику XX века.
.   Он познакомил читателей с возможным будущим, ожидающим человечество в эпоху превосходства технологий и истощения природных запасов, с проблемами поиска взаимопонимания с внеземными цивилизациями.
.
-   Несколько цитат от Станислава Лема:
.
-  «Что касается современных технологий, то они, безусловно, угрожают человечеству, но проклинать их не следует, ибо без них будет ещё хуже!»
   — речь на церемонии присвоения ему степени почётного доктора университета Билефельда, 13 ноября 2003
.
-  «Может быть, дураков не становится больше, но они становятся всё активнее!»
.
-  «Таково моё мнение — человек непригоден ни к тому, чтобы жить в построенном им самим аду (ведь он же не дьявол), ни к тому, чтобы жить в раю (потому, что он не ангел и не может им стать).
   — предисловие к «Осмотру на месте», 1989
.
Свои сочинения на космические темы я всегда считал чистой фантазией. Мне даже в голову не приходило, что когда-нибудь смогу увидеть и коснуться рукой человека, который вернулся из космоса на Землю.
.   Именно поэтому я считаю их самыми экзотическими людьми из тех, с которыми подружился в Советском Союзе. Иметь портрет Земли, снятый человеком, который наблюдал её со стороны именно как планету, — это совсем не то, что разглядывать подобные изображения в журналах или в кино.
.   Тогда я, конечно в шутку, называл космонавтику помощью, которую Советский Союз оказал лично мне, писателю, потому что первые шаги, новые и новые рекорды продолжительности орбитальных полётов таили в себе нечто большее, чем поощрение: это был вызов, брошенный воображению.
.   Ведь если то, что я вообразил и изобразил, спроецировав на какое-то неопределённое расстояние во времени, осуществилось так быстро и в таком масштабе, то, понятно, я не имел права останавливаться на достигнутом.
.
Из воспоминаний о поездке в СССР в 1965 г.
.
Станислав Лем — знаменитый польский писатель, ведущий представитель польской научной фантастики, философ, сатирик, футуролог, эссеист. (1921-2006)
Эта маленькая заметка, всего на всего легкое прикосновение к творчеству Станислава Лема знаменитого польского писателя. .   Имя Станислава Лема хорошо знакомо любителям фантастики.
2 минуты