Найти тему
44 подписчика

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ "СОЮЗ МС-22". Часть 2


Кажется, уже кто-то вкидывал (издание "N+1") схему работы системы обеспечения теплового режима, эту схему я всегда видел, по ней изучал работу системы на работе, но как-то её давать в открытый доступ не решался - всё-таки есть, наверняка какие-то ограничения по её использованию. Хотя всем специалистам НАСА, астронавтам, она тоже известна... ну да ладно.

Я решил упростить, немного посоветовавшись с коллегами, не наврал ли я где-нибудь (стал всё-таки забывать какие-то вещи, когда мало их касаешься).

Ну, вот смотрите на мою схему - 3 отсека у нас: бытовой отсек БО, спускаемый аппарат СА и приборно-агрегатный отсек ПАО. В БО и СА у нас находятся люди, в ПАО приборы, двигатели, топливные баки и ряд других систем. Сразу скажу, система терморегулирования - это трубопроводы, насосы, датчики, обогреватели, теплообменники, регуляторы и непосредственно теплоноситель, задача которых вместе где надо - охладить, а где не надо - обогреть за счёт того, что двигается теплоноситель по контуру. Вначале собирает тепло, потом обогревает где нужно, а потом остатки сбрасывает через радиаторы благодаря излучению.
‼️Прочитайте все обозначения, все наименования контуров, сокращений и давайте приступим.

1️⃣Давайте пройдём путь теплоносителя условно от момента, где мы начинаем собирать тепло в контуре жилых отсеков КЖО (стрелочка НАЧАЛО). Итак, космонавты выделяют тепло, работающие приборы выделяют тепло, всё это нагревает трубопровод и носитель в нём, далее контур идёт дальше в бытовой отсек, а также может пройти через ХСА спускаемого аппарата, благодаря которому происходит охлаждение и осушение воздуха, вся влага потом собирается в специальной ёмкости для конденсата.
2️⃣ Охладили, хорошо, можем повернуть в сторону ПАО. И в тоже время, тоже самое с ХСА происходит и в бытовом отсеке. В том числе нагретый теплоноситель проходит и через стыковочный агрегат для обогрева. Всё охладили, собрали тепло, дальше как говорил ранее, идём в сторону ПАО. В ПАО термостатируются двигатели в ПхО и АО (в ПАО есть три отсека: приборный отсек - со своей атмосферой и два открытых - переходный (ферменная конструкция с закреплёнными двигателями) и агрегатный отсек, где размещается основная часть двигательной установки с баками топлива).

3️⃣ Сделали, дальше нагретый теплоноситель подходит к месту, где происходит тепловой контакт нашего теплоносителя КЖО с теплоносителем контура навесных радиаторов КНР через теплообменник. Сбросили тепло и передали его в другой контур. А что происходит тем временем в КНР?
4️⃣ Там уже другой теплоноситель (изооктан), получивший порцию энергии бежит дальше собирать тепло с приборов приборного отсека (там главная вычислительная машина ЦВМ-101!), потом термостатируем в змеевике АО корпус и оборудование,
5️⃣И дальше мы попадаем вновь на развилку: если необходимо сбросить излишки тепла, то благодаря РРЖ (регулятора расхода жидкости) открывается клапан и теплоноситель бежит охлаждаться через наружный холодильник-радиатор НХР (он в белой части ПАО) и потом охлаждённый идёт к теплообменнику принимать новую порцию тепла.
6️⃣А если теплоноситель не был сильно нагрет, отдавать тепло было не нужно, то регулятор РРЖ не открывается и теплоноситель просто идёт по малому кругу всё к тому же теплообменнику, чтобы получить новую порцию тепла, собранного в жилых отсеках. Да кажется, и всё примерно.

И так всё повторяется. На самом деле, всё намного сложнее, да и грузить этим, может даже не нужно. Вся система имеет управляемые с земли или экипажем клапаны, датчики давления, датчики сигнализации давления и компенсаторы давления, позволяющие отслеживать где-что могло произойти. По ним, естественно ЦУП и определяет возможные причины произошедшего. Без их показаний, без фотографий внешнего разрушения - судить о причинах очень трудно, можно только предполагать.

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ "СОЮЗ МС-22".
3 минуты