Найти в Дзене

💡 ОТШЕЛЬНИКИ И АСКЕТЫ 💡

Из описаний Плиния каст индийского общества

Основу индийского общества, согласно Плинию, составляют четыре категории (genus — греч. γéνoς) населения (лишь частично сходные с тем, что указаны были Мегасфеном): земледельцы, воины, торговцы и царские советники. Последовательность их перечисления определяется обширностью той или иной социальной группы. Земледельцев больше всех (Арриан, Индия, 11), воины находятся по количеству на втором месте (Арриан, Индия, 12), а менее всего — советников и судей (Арриан, Индия, 12).

За пределами этих четырех находится пятый разряд (quintum gеnus), состоящий из отшельников, преданных мудрости (sapientia = греч. σоφἰα).

Эти «философы» завершают жизнь, добровольно восходя на костер. В индийских текстах мы находим аналогичные сведения об отшельниках (tāpasa, vānaprastha = греч. ύλoβἰoς). О ритуальном самоубийстве (śarīratyāga — букв. «расставание с телом») отшельников, достигших старости, говорит, например, «Ману-смрити» (VI.31). Комментируя этот и следующие стихи, Медхатитхи указывает такие способы самоубийства, которые были «испытаны древними мудрецами»: «вхождение в реку (nadīpraveśa), вхождение в огонь (agnipraveśa), отказ от пищи (āhāranivṛtti)».

Целью отшельничества является обретение тайного знания (vidyā - Ману VI.30), то есть познание (vijñāna) единства с атманом или брахмой (ср. также VI.74, 82, 84 и др.). Видимо, «мудрость», которой были преданы «философы», и заключалась в этом учении «веданты» упанишад. Для античных авторов образцом индийского «софиста» являлся, как известно, Калан, сопровождавший греко-македонские войска, а позднее совершивший самосожжение. Рисуемые спутниками Александра Македонского сцены, в которых участвуют индийские «софисты» Калан и Дандамий, живо напоминают сообщения «Артхашастры» (I.11.14) об аскетах (siddha, tāpasa), пребывающих в окрестностях города.

Большая часть отшельников по рождению принадлежала к брахманам. Однако различия между варнами дваждырожденных оказывались малосущественными для тех, кто избрал путь освобождения. Ведь те, кто предавались созерцанию и аскезе, не вели более жизни «домохозяев». Они не совершали обрядов в соответствии с дхармой собственной варны и отказывались даже от внешних признаков принадлежности к последней.

Поэтому отшельники рассматривались в индийской традиции в качестве особой группы населения, существующей наряду с варной брахманов. Ману (VI.51) может, например, сказать «отшельники (tāpasa) или брахманы», не обращая внимания на то, к какой варне принадлежали эти отшельники. Выделение «любомудров» в отдельную, пятую категорию (genus), с такой
точки зрения вполне оправданно.

А.А.Вигасин, Античные авторы об индийских кастах, Индия – Тибет: текст и вокруг текста : Рериховские чтения 2002 (юбилейные) в Институте востоковедения РАН / Отв. ред. и сост. В.В. Вертоградова ; Ин-т востоковедения. М. : Вост. лит., 2004

#вигасин #индия #плиний #касты #отшельник #мудрец
2 минуты