Найти тему
18 тыс подписчиков

[History]

Продолжим нашу историю про мель с интересным названием, как правильно заметил наш читатель, еще в книге У.Лорда есть упоминание про рифы "Френч-Фригейт". И как мы выяснили в комментариях данное место можно найти и на картах, и в истории, что и доказали наши читатели. И несмотря на то, что теперь мы знаем в общих чертах о данной операции - добавим немного подробностей (хотя бы для тех, кто не "в курсе).

Итак, японцы решили повторить удар по Пёрл-Харбору, хотя слово "повторить" с учетом выделенных средств вряд ли здесь подходит - скорее "напомнить о себе". И для этого приступили к разработке детального плана операции.
Во исполнение полученного задания в начале февраля на поиск места заправки вышла подводная лодка I-22, а два отобранных само­лета приступили к тренировкам на авиационной базе флота в Йокогаме.
Обследовав район между островами Мидуэй и Гавайскими, командир субмарины доложил, что лучшим местом дозаправки он считает ту самую «Мель Французского Фрегата» - рифовый атолл в 480 милях северо-западнее Гонолулу. Он состоял из большого числа островков, расположенных дугой с NW на SO. Дуга диаметром около 18 миль служила хорошим укрытием от ветров и течений. Самый большой остров (170x27 м) высотой 40 м носил название «Скала Лаперуза», рядом в 100 м - меньший островок (30x10x5 м).
По карте 1859 года там насчитывалось 5 больших островов, в 1922 году - уже 13 малых (площадью 59 акров). А вот в 1978 году - из островков самый большой носил название Терри-Айленд (S=11 акров), над водой выступает всего на 3-4 м. Коралловый архипелаг медленно разруша­ется и погружается на дно.

Место для заправки самолетов было идеальным. Большая тихая мелкая лагуна, закрытая от ветров, ее размеры позволяли разместить и подводные лодки, и самолеты, а до Пёрл-Харбора было сравнительно недалеко, причем район был мало посещаем. Хотя к этим скалам иногда заходили аме­риканские корабли при переходе с Гавайев на Мидуэй.
Начало операции планировалось на 2 марта, когда по прогнозам ожидалась хорошая видимость на трассе. Решили задействовать несколько больших субмарин типа I-15 (1950/2480 т, 24/9 узлов, 16000 миль (16), глубину погружения 100 м, автономность 90 дней; 94 чело­века; 4 носовых + 2 кормовых ТА (17 торпед), 1x140 мм орудие и самолет в палубном ангаре). В данной операции вместо самолета поместили в ангар цистерну с 10 т авиаци­онного топлива.

Как говорят источники, решение задачи облегчалось тем, что японцы раскрыли американский метеокод и могли читать метеосвод­ки, передаваемые с баз на Гавайских островах, Мидуэе и т.д. Опера­ция готовилась очень серьезно, самолеты интенсивно испытывались, для отработки методов передачи большого количества топлива с ПЛ на самолет выделенная субмарина I-23 проводила тренировки в море, а на борт лодки назначили опытных авиамехаников.

К середине февраля подготовка завер­шилась и последовал боевой приказ, по которому в операцию назна­чались лодки I-9, I-15, I-19, I-23, I-26, а также две малые лодки типа Ro. Первый налет запланирован на 1 марта, повторный на 6 марта, сроки очень жесткие, ожидалось уменьшение видимости ночью.
Задачи между кораблями распределялись следующим образом:
I-9 занимает позицию между о.Вотье и Гавайями и служит навигаци­онным ориентиром самолетам и пунктом ретрансляции донесении с самолетов;
I-5 и I-19 - основные заправщики самолетов - передача топлива осуществляется в проливе между рифами;
I-26 - дополнительный резервный заправщик - находится неподалеку в охранении и страхует от возмож­ных неожиданностей;
I-23 занимает позицию в 10 милях от Перл-Харбора с задачей в случае необходимости принять экипажи подбитых гидросамолетов или провести экстренную дозаправку топливом.
Лодки должны прибыть в назначенные районы минимум за сутки до дня налета, провести доразведку районов и дать сводку погоды. Еще две лодки (малые лодки типа Ro.) располагались в 300 милях NO о. Вотье по трассе полета как навигационные ориентиры и спасательные корабли на случай вынужденной посадки.

Казалось все продумано и подготовлено
Но "накладок" избежать не удалось, об это - далее....

фото - I-15
[History] Продолжим нашу историю про мель с интересным названием, как правильно заметил наш читатель, еще в книге У.Лорда есть упоминание про рифы "Френч-Фригейт".
3 минуты
792 читали