252 подписчика
Путин пытается исправить ошибки Ельцина в Арктике.
На днях тов. Путин провел совещание с товарищами из Совбеза, в том числе про Арктику и границы шельфа в Северном Ледовитом океане. О чем шла речь?
При Ельцине Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву (КМП) и тем самым добровольно отказалась от секторального принципа в определении своих арктических границ. При Путине, спохватившись, ситуацию попытались частично отыграть назад: ок, мы отказались от притязаний на советские морские границы, но давайте тогда выторгуем себе права на шельф в акватории СЛО – опираясь на механизмы, предусмотренные этой самой конвенцией.
Но на этом моменте система начала давать сбой. Несмотря на многолетние усилия по, во-первых, сбору научных данных для обоснования нашей заявки, а во-вторых, протаскиванию ее через профильную комиссию ООН, воз и ныне там.
Сначала эту заявку заматывали всеми доступными способами (а их в арсенале дипломатической бюрократии немало), дотянув дело до 2022-го. В свою очередь, после начала СВО рассмотрение этих вопросов в ООН стало на стоп по сигналу из Вашингтона, а сама тема потенциально российского шельфа в Арктике пополнила арсенал «переговорных фишек» США в грядущем диалоге с РФ. То есть это теперь еще одна точка давления на нас и еще один «пряник», которым США (наряду с «кнутами») будут пытаться влиять на наше поведение.
Более того, ситуация пошла дальше. В декабре прошлого года (надо же, какое совпадение!) Канада выкатила дополнение к собственной заявке на шельф по аналогичной процедуре КМП. Новая версия увеличила территориальные претензии страны на 1,2 млн (!) квадратных километров, причем теперь район, который хотели бы заполучить канадцы, частично пересекается с тем, на который претендуем мы. Таким образом, теперь наш вопрос лишь частично касается ООН – на двустороннем уровне нам придется разруливать спор с Оттавой.
В общем, получился тупик. Арктического шельфа по конвенции нам не видать еще очень долго (это еще если быть оптимистами). Это понимают в центре и пытаются как-то отрефлексировать.
Из минусов. Пока все наши варианты решения носят сугубо рефлекторно-оборонительный характер. К сожалению, еще и с долей имитации активности: «Ну мы же отреагировали? Отреагировали. Теперь ждем ответных ходов противника партнеров». И главное. Мы по-прежнему не выходим из сложившейся парадигмы игры по чужим правилам. Вцепились в КМП и ООН как источник нашей власти над СМП и шельфом. Но это – путь в никуда.
2 минуты
6 февраля 2023