60 тыс подписчиков
Председатель губчека Самуил Чудновский быстрым шагом спустился по крутым выщербленным ступенькам. Часовой у массивной двери при виде него взял на караул, но чекисту было не до церемоний. Он нетерпеливо махнул рукой, требуя открыть камеру.
Адмирал Колчак не спал. Он стоял в углу тесного помещения, одетый в меховое пальто и шапку. Скрестив руки на груди, адмирал спокойно посмотрел на вошедшего. Чудновский достал из кармана сложенный вчетверо лист и откашлявшись, торопливо и громко зачитал приговор.
— Таким образом, надо мной не будет суда? — спросил Колчак.
Вопрос застал чекиста врасплох. Не отвечая на него, он приказал надеть на адмирала ручные кандалы. Во дворе тюрьмы к ним присоединился Виктор Пепеляев — бывший председатель Совета министров правительства Колчака. Он был бледен и лишь плотно сжатые бескровные губы выдавали его волнение.
Колчак обратился к Чудновскому:
— Могу ли я вас просить об одной просьбе? — И не дожидаясь ответа, продолжил — Передайте моей жене в Париже, что умирая, я благословляю моего сына.
Чекист едва заметно склонил голову, показывая, что услышал просьбу. Конвойная команда посадила приговоренных на сани, процессия тронулась в путь.
Полная луна заливала берег реки Ушаковки ровным белым светом. Колчака и Пепеляева поставили на невысоком холме. Адмирал отверг предложение Чудновского завязать ему глаза. Тем временем в десяти метров от приговоренных выстроился расстрельный взвод — 12 красноармейцев с винтовками наперевес.
Чудновский отчего-то шепотом сказал командиру расстрельной команды Ивану Бурсаку:
— Пора.
Набрав в грудь морозного воздуха, тот крикнул:
— Взвод! — пауза. Колчак спокойно смотрит на палачей, Пепеляев опустил голову с завязанными глазами. — По врагам революции – пли!
7 февраля 1920 года на окраине Иркутска был расстрелян Александр Васильевич Колчак.
1 минута
7 февраля 2023
731 читали