Найти тему
173,4 тыс подписчиков

Чегемское ущелье - ближайшее к Нальчику: его устье в тёмных горах Лесистого хребта отлично просматривается если не из республиканской столицы, то по крайней мере из её города-спутник Чегем. Ещё правее виден вход в куда более широкое Баксанское ущелье, но нам пока что не туда.


От Чегема-города, пронизанного трассой "Кавказ", в ущелье мимо этих самых мавзолеев ведёт прямая быстрая дорога через поля и сады. Она проложена в нескольких километрах от старой цепочки селений, предместий Нальчика, тянущихся к горной реке 12-километровым языком. При этом в пригородных Чегеме (18 тыс. жителей), Шалушке (11 тыс.) и Кенже (10 тыс.) балкарцы составляют 15-20% населения, в основанной саратовскими и воронежскими мужиками Каменке (3 тыс.) - 47% (остальное - поровну русские и кабардинцы), а чисто балкарским выходит лишь примыкающий к ней небольшой Яникой (3,5 тыс. жителей). Не помню, в каком из этих сёл я заснял бутафорскую крепость.

Непосредственно вход в Чегемское ущелье заткнут, словно пробкой, селом Лечинкай (4,5 тыс. жителей) - неуютно длинным и до мозга костей кабардинским. Это угадывается по бесконечным коридорам улиц с чередованием высоких заборов и глухих фасадов да по особому гонору воинственного народа, выраженному, например, в успевшей выцвести фотогалерее лучших борцов на стене местного спортзала:

Рассказывая историю Лечинкая, можно вспомнить и историю всех этих мест. Кабарда, колония черкесских князей, ушедших в степь от горских распрей, возникла в 15-16 веках на месте Алании - христианского царства, сложившегося в 8-9 веках между Хазарией и Византией и растоптанного монголами, ордынцами и Тамерланом. Два века её процветания в начале тысячелетия были едва ли не самой долгим в истории Кавказа периодом мира, на страже которого стояли половцы - их лояльные аланским багатарам (правителям) племена. Но не совладав с напастью из глубин Великой Степи они бежали в горы точно так же, как осетины или вайнахи, окопавшись вместе с ними за неприступными теснинами. Те ущелья, где над всеми остальными возобладал тюркский компонент, и называют теперь Балкарией. Кабардинцы, заняв опустевшие степи, с балкарцами (и Грузией через балкарцев) предпочитали торговать.

А чтобы этим кто другой не занимался - заткнули Чегемское ущелье селением Фандуко, судя по обилию вокруг курганов и чащанэ (мавзолеев), бывшее для Кабарды чем-то вроде столицы. Дальше потянулись века войн и худого мира с Крымским ханством, в ходе которого кабардинцы и первыми на Кавказе приняли подданство России (1557), и первыми восстали против неё (1768). Прологом долгой Кавказской войны стало "усмирение Кабарды", сопровождавшееся разорением или изгнанием целых селений. Так и Фандуко сменилось русским сторожевым постом, но когда стало ясно, что балкарцы - народ мирный и к жителям равнины дружелюбный, кабардинцам разрешили поселиться на старом месте. В 1842 году тут обосновался уорк (дворянин) Анзор Тохтамышев, по фамилии которого первоначально было названо село. Так же образовывались названия большинства кабардинских селений, а потому в 1920 году республику охватило массовое переименование: Тохтамышево превратилось тогда в Лечинкай.

Что интересно, назвали его в честь персонажа легенд, причём - женщины. Но какой! Про Лашин говорили "её сила трёх мужчин, её тело как кувшин" - то ли дочь, то ли молодая жена (в разных версиях) князя Кургоко с детства была необычайно могучей, а тайком от близких, в мужской одежде, с юности занималась джигитовкой и борьбой. И когда на владения Кургоко напал очередной крымский хан, Лашин прикинулась воином из соседней долины и вызвала его на бой. А одержав верх, сбросила доспехи, открыв женскую фигуру, и тем покрыла гордого степняка вечным позором. На выезде из Лечинкая прямо в Лесистый хребет - валуны, которыми дева-богатырь якобы кидалась по татарам.
3 минуты
1283 читали