36,9 тыс подписчиков
Одно из (немногочисленных, спорных и сомнительных) преимуществ принадлежности к моему поколению состоит в перманентном ощущении чуда при встрече с объектами, о которых читал в детстве-юности.
Когда мне было семь лет, я жила в Перми, папа работал в школе, а мама - в городской газете, границы были так плотно закрыты, что разница между Нарнией и, например, Грецией была преимущественно номинальной: ни то, ни другое мне не было суждено увидеть своими глазами. И это смешным образом уравнивало их статус: и Греция, и Нарния были волшебными, сказочными странами, лежащими далеко за границей обыденного мира.
Так же и в юности, изучая историю древнегреческого языка на примере знаменитейших законов из критской Гортины, я меньше всего ожидала, что когда-то увижу их вживую. И тем не менее, я все ещё жива и даже не очень стара, а гортинские законы - вот же они, можно посмотреть и даже потрогать.
Всё тот же V век до нашей эры (а составлены ещё гораздо раньше), всё тот же архаический дорический диалект, всё тот же бустрофедон (так называлась манера письма "змейкой": одна строка слева направо, следующая - зеркально справа налево и так далее). Всё те же знакомые с первого курса формулы, описывающие имущественные и прочие взаимоотношения четырёх классов - свободных граждан, свободных неграждан, крепостных и рабов. Чудо, как оно есть - одно из немногих, не доступных нашим детям, выросшим с твёрдой верой в обозримую материальность мира и надежную достижимость даже самых дальних его уголков.
1 минута
13 марта 2022
2441 читали