Видео
Статьи
4 прочтения · 2 месяца назад
Вампирическая любовь Клары Милич | Чтение книг рождает мысль "Клара Милич" загадочна. Здесь есть и мистика, и реализм, и физическое проявление душевного страдания. Здесь есть молодой, но пресыщенный жизнью Аратов, скучный и претенциозный. Он не ждет фейерверка эмоций, даже сложно сказать ждет ли он что-то от этой жизни, либо просто существует, плывет по течению. И есть Клара Милич, влюбившаяся в него, готовая гореть от любви, гореть в искусстве, она не боится сгореть дотла, превратиться в пепел.
4 прочтения · 3 месяца назад
Музыка на страницах рассказа "Чистый понедельник | Бунин У Бунина любовь и музыка сливаются. Родство любви и музыки, напоминание одного о другом – эти темы широко и разнообразно представлены в его творчестве. Возьмем рассказ "Чистый понедельник". Бунин описывает молодых влюбленных. Образ молодого человека прост и логичен, а образ его возлюбленной – недосягаемый и сложный. Вот герой входит с любимой в ресторан, звучит марш из «Аиды» Дж. Верди. Это своего рода приветствие красоте, молодости, полноте сил героев. В конце ужина героиня иногда просила возлюбленного «позвать цыган», песни которых слушала «с томной, странной усмешкой». «Цыганская тема» пользовалась особой популярностью в литературе XIX века и связывалась в творческом сознании писателей с романтическими представлениями о духовной воле, слиянии с дикой природой, раскованности чувств. Но к началу XX века цыганская традиция идет на убыль, переходит к эстрадным формам, что и было подмечено Буниным в его рассказе:  «…они входили нарочито шумно, развязно: впереди хора, с гитарой на голубой ленте через плечо, старый цыган в казакине с галунами, с сизой мордой утопленника, с голой, как чугунный шар, головой, за ним цыганка-запевало с низким лбом под дегтярной челкой...». Усмешка героини как раз и выражает неестественность происходящего. Наиболее ярко мотив музыки представлен в этом рассказе в сцене отъезда на «капустник». Приехавшему за возлюбленной герою открылась необычная картина: «было необычно светло, все было зажжено…, а пианино звучало началом «Лунной сонаты» – все повышаясь, звуча чем дальше, тем все томительнее, призывнее, в сомнамбулически-блаженной грусти». Если вы помните, героиня «Чистого понедельника» разучивала только одно начало «Лунной сонаты». Дело здесь, конечно же, не в невозможности разучить героиней это произведение полностью, а именно в музыке. Начало сонаты отличается особенно нежной, прекрасно задумчивой мелодической линией. Именно эта музыка оттеняет внутреннее состояние героини, женщины, в первую очередь, загадочной. Тайно решившись уйти в монастырь, героиня не просто доживает последние дни мирской жизни, а доигрывает их. Ее поведение, наряд, делавший ее похожей «на красавицу с лубочной картинки», речь – все это похоже на спектакль и удивляет героя. Звучание «Лунной сонаты» –блаженно-грустное – подчеркивает состояние двоемирия героини. В этом произведении слились две формы отражения действительности – литература и музыка. Не зря Бунин благодарил Бога за то, что смог написать этот рассказ.
8 прочтений · 4 месяца назад
Целостная концепция мира в одном рассказе | Бунин | Чистый понедельник Рассказ "Чистый понедельник" - новое слагаемое общей суммы бунинских наблюдений. В нем, как и в "Натали", тоже признания героя, но они внутренне отрывисты, импульсивны, неопределенны. Рассказчику всё кажется наваждением, неожиданностью. С самого начала он признаётся, что не пытается что-либо додумать. Он открытый, добрый, но откровенно легкомысленный, подверженный власти случая, стихии. И он не понимает свою подругу, полную противоположность себе. Она - загадочная женщина с несомненной противоречивостью поведения: издевательство над обильной пищей, роскошью и участие в обедах, ужинах "с московским пониманием дела"; ирония над театральной и прочей мишурой и постоянные светские развлечения; принятие дерзких ласк мужчины и отказ от серьезного разговора об их отношениях. "Ничему не противилась, но всё молчала". Затаенные влечения героини тоже вдруг потрясли ее поклонника. Каждый вечер они проводили в лучших ресторанах Москвы, пользуясь своим богатством, молодостью, поражая всех редкой красотой. А затем, по ее предложению, оказались в Новодевичьем монастыре. Выяснилось, что она ходит на Рогожское кладбище, где так силен колорит допетровской России, в Кремлевские соборы, в храм Христа Спасителя, увлечена древнерусскими текстами. Мы видим не только интеллектуальное развитие этой странной женщины, но и борьбу в ее душе разных устремлений. В подтексте - мечта о слиянии здоровых запросов человеческого счастья с высшей духовной красотой. Мечта, которая восходит к идеалу любви. *********** От чего очищается героиня "Чистого понедельника"? От праздной мирской жизни? Так почему же после "прощеного воскресенья" она оказывается в объятиях мужчины? Нет, были и другие за ней грехи: гордыня, презрение к людям. Она хотела поверить им и своей женственной силе, полюбить того лучшего, кого встретила на жизненном пути. И не смогла. Но и в монастыре она не обрела успокоения, а продолжала тосковать...
15 прочтений · 4 месяца назад
Взволнованный монолог о «том лете» | Бунин | Натали «Натали» - характерное для «Тёмных аллей» произведение. История любви студента первого курса Мещерского к юной красавице Натали Сенкевич передана в его воспоминаниях о долгом периоде – от первого знакомства с девушкой до безвременной её смерти. Память доносит необычное, непонятное в прошлом и помогает осознать его. Мещерского товарищи называли «монахом»: он сам не хотел «нарушать свою чистоту, искать любви без романтики». Натали не только непорочна, но и обладает гордой, утонченной душой. Они сразу полюбили друг друга. А рассказ – об их разрыве и долгом одиночестве. Внешняя причина одна – неожиданно проснувшееся накануне встречи с Натали влечение молодого человека к телесным прелестям её двоюродной сестры Сони. Внутренний процесс очень сложен. Как всегда у Бунина, все событийные повороты едва обозначены. Явление же, которое занимает автора, глубоко осмыслено в своем внутреннем развитии. Уже в конце второй главки ощущается противоречие в мыслях героя: «…как мне теперь жить в этой двойственности – в тайных свиданиях с Соней и рядом с Натали, одна мысль о которой охватывает меня таким чистым любовным восторгом…» Почему происходит сближение с Соней? Писатель выявляет его внешние причины – общее среди молодёжи стремление к ранней чувственности, преждевременная женская зрелость девушки, её смелый и вольный нрав. Но главное не в них. Мещерский сам не может оторваться от жарких объятий. Его память хранит опьянение этих встреч. Прекрасно сознавая преступность своего двойственного поведения, он не может выбрать для себя что-нибудь одно. Мучительно неразрешимым кажется юноше вопрос, «за что так наказал меня бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту Натали и такое телесное упоение Соней». Оба переживания он вначале называет любовью. Бедность и обманчивость чисто физической близости покажет лишь время. Достаточно было Мещерскому пять дней не видеть Соню, и он забыл своё чувственное наваждение (слишком, однако, поздно: Натали узнала об измене). А многолетняя разлука с Натали (её брак с нелюбимым человеком, связь самого Мещерского с крестьянкой) лишь разожгла неутоленное высокое чувство, подарив обоим подлинное, хотя тайное и короткое, супружество. ******* Главный герой несет в своей душе редкий дар обожания возлюбленной, обладает способностью понять свои заблуждения (пусть не сразу и с большими потерями). Впервые у Бунина человек преодолевает несовершенство своего сознания, ощущает неудовлетворение от чисто плотских наслаждений, а воспоминание о них несет отрезвление. Но подобный опыт единичен. В массе побеждают другие чувства.
6 прочтений · 4 месяца назад
"...Собранье пёстрых глав..." об обучении и воспитании 27 февраля (по другим источникам, 2 марта) 1825 г. была опубликована 1 глава «Евгения Онегина». Практически 200 лет назад. Но насколько актуальные вопросы в ней поднимаются! Сейчас во многих соцсетях постоянно обсуждается тема современного образования. Школьного образования. Мнения разные, в основном, негативные. Многие сетуют на то, что программа стала сложной... В общем, много о чём пишут. Я, как всегда, предлагаю посмотреть на эту проблему с позиции нашей классики, в частности «Евгения Онегина».  Все мы помним из той же школы, что В. Г. Белинский назвал произведение поэта "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". "Энциклопедия" - это, конечно, метафора. Но надо отдать должное поэту: жизнь дворян он описал подробно, в том числе сделав акцент и на воспитании, и на обучении. Да, оно, как правило, было необременительное; часто - весьма поверхностное; иногда весьма и весьма серьезное. Учителя - иностранцы; чаще всего - французы. У Онегина - Madame, Monsieur, который, "Чтоб не измучилось дитя,// Учил его всему шутя"... Читаем в романе: Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь. Но это, конечно, что и с чем сравнивать! Давайте сравним, что знает Онегин (=Пушкин) и современные нам молодые люди. Пушкин, его друзья, многие их современники - люди образованнейшие, хотя сами они, может быть, и считали свои знания недостаточными. Но ведь (во все времена!) есть и скотинины - и в провинции, и в столицах. Что же знал Онегин? Французский, как положено было, знал в совершенстве; изучал латынь, хотя и без особого успеха; историю - хотя и без охоты; поэзии был вовсе чужд, зато "читал Адама Смита, // И был великий эконом..." Пушкин иронизирует. Над кем? Над Онегиным? Над светом? Над системой воспитания и образования?.. Вероятно, и над тем, и над другим, и над третьим... Для света Онегин "достаточно" воспитан и образован. Хотя чуть дальше мы узнаем: он мог поговорить и поспорить и об истории, и о философии, и о мистике, и о науках. И читал он (нельзя сказать, что много; к тому же "без толку", но ЧИТАЛ!): Прочел он Гиббона, Руссо, Манзони, Гердера, Шамфора, Madame de Stael, Биша, Тиссо, Прочел скептического Беля, Прочел творенья Фонтенеля, Прочел из наших кой-кого, Не отвергая ничего: И альманахи, и журналы... А кроме того, Онегин, как мы знаем, прочел и Байрона, и ещё "два-три романа, // В которых отразился век, // И современный человек // Изображен довольно верно..." И это, конечно далеко не всё! Это только малая часть того, что читал Онегин... Ставлю здесь многоточие. Есть над чем поразмышлять. Что мы видим? Нерадивое отношение к своему образованию (что ж, было и есть во все времена). Но что знал Онегин, а что знает его ровесник, наш современник? Можем ли мы похвастаться тем, что современные молодые люди (при нынешнем охвате обучением населения страны и возможностях) превосходят современников Онегина=Пушкина?.. А сама система образования?.. Скорее всего, ответов в романе Пушкина мы не найдем. Да и бессмысленно их там искать. Но мы еще раз убедились, что классика актуальна и всегда дает пищу для размышлений.
6 прочтений · 3 месяца назад
Русская любовь по-бунински | окончание
Неоднократно писали о трагичности взглядов Бунина, соединявшего любовь и смерть. Вот как он сам объяснял этот мотив: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству… Даже с Верой Николаевной… Ведь я был еще женат, и моя первая жена назло не желала со мною разводиться. Я боялся, что Вера Николаевна откажется… Но жизнь без неё я себе не представлял...
6 прочтений · 4 месяца назад
Русская любовь по-бунински | начало
Все мы знаем, что И. Бунин непрестанно настаивал на своём праве «быть смелым в словесных изображениях любви и лиц её». Во многих его произведениях мы найдём то чувственную живопись, то любовную близость и страсть, но особенно ярко это излилось в триптихе «Тёмные аллеи». Рассказы этого цикла вымышлены, что не раз подчеркивал сам Бунин. Однако, всё в них вызвано состоянием души автора. Наверное, этим и обусловлены три части цикла, которые выделил сам писатель, расположив рассказы в последовательности, только одному ему ведомой...
12 прочтений · 5 месяцев назад
29 января исполняется 164 года со дня рождения русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. За 25 лет творчества писатель создал более пятисот различных произведений (коротких юмористических рассказов, фельетонов, серьёзных рассказов и повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя повести "Палата № 6", «Мужики», «Человек в футляре», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад». Но я сегодня хочу остановиться на теме любви в творчестве Чехова. Если говорить в целом о произведениях писателя, то можно сказать, что любовь – это сложное и многогранное чувство, которое играет важную роль в жизни каждого человека. Любовь в произведениях у Чехова разная: от романтической до семейной, от страстной до безответной. Он показывает, как любовь влияет на судьбу героев и как она может быть источником радости, страдания и моральных уроков. Антон Чехов изображает любовь с большой тонкостью и глубиной. Он не ставит любовь на пьедестал и не идеализирует ее, а показывает во всей сложности и противоречивости. В произведениях Чехова любовь часто представлена как несбыточная и несчастная, как нечто временное и изменчивое. Чехов изображает любовь как силу, способную изменить жизнь героев: вдохновить на действия, помочь им преодолеть трудности и найти смысл в жизни. Предлагаю вашему вниманию экранизацию рассказа А. Чехова "Шуточка". В чем суть рассказа? Первое — нельзя издеваться над чувствами другого человека и быть эгоистом, как главный герой. Но в то же время важно не принимать так близко к сердцу всё, что с нами происходит, как Надежда Петровна. В конце произведения описывается будущее героев: Наденька вышла замуж и родила троих детей, а рассказчик даже не помнит, почему тогда пошутил над ней. Это вселяет надежду в то, что люди способны обдумывать свои действия и меняться. Парень повзрослел, стал более опытным и теперь не повторит этот дурной поступок с другой женщиной. Такова мораль произведения «Шуточка».
7 прочтений · 5 месяцев назад
Как в деревне театр появился | Из личного архива
В маленькой деревушке на краю тёмного леса в домике с резными наличниками жила-была семья. Было в той семье три сына и красавица –дочка. Родители налюбоваться детьми не могли: и красивые, и умные, и помочь всем всегда готовы. Только одно печалило: не было согласия между сыновьями. Разница в возрасте небольшая, а такие непохожие с самого рождения. Старший Прохор, когда ещё совсем маленьким был, всё зверюшек из песка делал да в рядок усаживал и всяческие представления им показывал. А когда немного подрос без синяков и ссадин не обходился ни один день...
13 прочтений · 7 месяцев назад
Песнь торжествующей любви
История происходит в итальянском городке Феррара. В нем проживают парни с нередкими для здешних мест именами Фабий и Муций. Они связаны между собой родственными связями. Им одинаковое количество лет. Фабий относил себя к представителям творческой профессии, а Муций подрабатывал в качестве музыканта. Фамилии обоих парней относились к состоятельной дворянской семье. Парни не были похожи друг на друга, но их общие вкусы и предпочтения невозможно было не заметить. Девушки буквально «ходили за ними толпами»...
17 прочтений · 7 месяцев назад
Собака
В этом маленьком произведении Тургенева – момент ощущения взаимосвязи всего существующего между собой. Это одна из первых лирических миниатюр, созданных стареющим писателем. Он увенчан литературными лаврами, обеспечен материально, имеет круг доверенных друзей. Но в своей щемящей зарисовке «Собака» открыто признается в безмерном одиночестве и страхе перед смертью. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза...
20 прочтений · 7 месяцев назад
«Бросил, бросил нас... Один, как перст теперь, один!»
Давайте попробуем пристально взглянуть на взаимоотношения главного героя "Отцов и детей" с его родителями. Арина Власьевна и Василий Иванович представляют в романе поколение "отцов". Описанию Арины Власьевны автор уделяет немало внимания. Это миловидная старушка в чепце, суетливая, добрая, кроткая, набожная и, в то же время, суеверная. Тургенев, кстати, не преминул заметить, что ей надо было бы родиться двести лет назад. Для нас, современных читателей, это уже не имеет никакого значения, поскольку то время, когда происходит действие романа, уже само отделено от нас почти двумя столетиями...